Будущее мрачно и безнадежно, наш мир катится к катастрофе, — твердили нам блокбастеры на протяжении последних 20 лет, начиная от «Матрицы» и заканчивая «Голодными играми». А вот и нет — в наскучивший депрессивный мейнстрим вдруг встревает «Земля будущего», неожиданно радуя: мир будущего светел, свободен, а главное — умопомрачительно красив. Настолько красив, что, однажды увидев его даже на несколько мгновений, люди во что бы то ни стало хотят попасть туда снова.
Справка: «Земля будущего» (Tomorrowland; США, 2015) — фантастика. Режиссер и соавтор сценария — Брэд Бёрд («Симпсоны», «Миссия невыполнима: Протокол "Фантом"»). В ролях: Джордж Клуни («Одиннадцать друзей Оушена»), Рэффи Кэссиди («Белоснежка и охотник»), Бритт Робертсон («Закон и порядок»), Хью Лори («Доктор Хаус») и др. Бюджет — 190 млн долл., продолжительность — 130 мин. 12+
Маленькая девочка Кэйси, сидя на коленях отца и тыкая пальчиком в небо, выговаривает названия крупнейших созвездий:
— Кэйси, почему тебе так нравятся звезды?
— Потому что я хочу туда.
— А что, если ты прилетишь туда, а там — ничего?
— А что, если я прилечу туда, а там — всё!
Но лететь к звездам не обязательно, удивительного предостаточно и прямо здесь, в американской провинции, за тонкой гранью времени. Случайно оказавшийся в руках повзрослевшей Кэйси металлический значок с буквой «Т» стирает эту грань: стоит прикоснуться к нему, как перед глазами предстает то же место, но через много-много лет. Залитое солнцем поле золотых колосьев вокруг удивительного города — со взмывающими под облака изящными башнями из стекла и металла, зданиями немыслимой формы и снующими туда-сюда космическими кораблями.
Город будущего Брэда Бёрда лишен жанровых штампов: никакого тоталитарного общества или систем тотального контроля, никакого диктата интеллекта над эмоциями, нет довлеющей упорядоченности, приписываемой эре сверхсложных машин и т.д. Здесь люди смеются и тревожатся, активно нарушают общественное спокойствие и не боятся косых взглядов. Местами не очень верится, но в целом выглядит достаточно естественно.
Внезапно ставшей целью андроидов-убийц Кэйси режиссер дает в качестве спутника голубоглазую веснушчатую девочку Афину, которая с легкостью отрывает роботам головы и бегом догоняет несущийся на всех парах пикап. Ясное дело, ведь она тоже андроид. Спасти мир Кэйси поможет не кто иной, как угрюмый мужик Фрэнк Уолкер (Джордж Клуни), живущий в самой глухой глуши в обшарпанном, но напичканном высокотехнологичными штуками домике.
Несмотря на то что фильм прежде всего для детей и подростков, в нем нет безусловно «крутого» персонажа. Кэйси почти все два часа удивленно хлопает ресницами и пытается задавать вопросы, девочка-андроид не принимает ключевых решений, а Клуни и вовсе в основном ворчит.
Это, вкупе с отсутствием на 100 % предсказуемых сюжетных ходов, может сделать ленту интересной не только целевой аудитории, но и просто любящим красивую картинку на экране взрослым.
Умные разговоры в полном объеме достаются губернатору города будущего и по совместительству хозяину андроидов-киллеров Никсу (Хью Лори). У него есть супермашина, которая способна улавливать образы будущего и транслировать их в прошлое, в умы миллионов жителей примитивных 2000-х. Его задумка была в том, чтобы показать ужасные последствия деяний наших (изменения климата, дефицит пресной воды, мировая ядерная война и пр.). Мы должны были ужаснуться и исправиться. Но накачка негативом возымела противоположный эффект — люди XXI века лишь с большей прытью устремились к собственному концу.
Подобная самоирония Голливуда выглядит достаточно смелой — ведь где, как не в кассовых фантастических фильмах, будущее выглядит столь мрачным, а человечество столь обреченным? Человечество на экране умирает от вирусов, войн, восстания машин, но конец всегда один — феерический апокалипсис. Бесконечные блокбастеры, рисующие упадок человечества и вроде бы призванные заставить задуматься, подобно машине Никса достигают совсем иного эффекта: зритель привыкает к идее обреченности и не воспринимает поднятые в фильме проблемы серьезно.
«Земля будущего» противоречит всем канонам, рассказывая и для убедительности наглядно показывая, что будущее может быть прекрасным, что все будет хорошо.
«Круто!» — говорит выходящий из зала зритель очередного постапокалипсиса, скорее всего, не задумываясь, что в каждой сказке есть доля правды. «Круто!» — сказал себе корреспондент НГС, выходя с сеанса «Земли будущего», и на всякий случай проверил карманы. Вдруг там окажется значок с буквой «Т», а серый сибирский мегаполис превратится в сияющий город космической эры.
Марк Волков
Кадры из фильма — kinopoisk.ru