Развлечения 10 лучших фильмов-2015: посмотри, если не видел

10 лучших фильмов-2015: посмотри, если не видел

10 лучших фильмов года — от новой «Амели» до гениальной антиутопии о мире, где одиноких людей за отсутствие секса наказывают тюрьмой и лишением человеческого облика

Под Новый год — в сезон итогов — в головах у кинолюбителей происходит свой персональный фестиваль с выборами самого лучшего фильма. Польза от этой забавы — составленные списки могут пригодиться тем, кто от обилия выбора и свободного времени завис в размышлениях, что бы посмотреть. В десятку по версии НГС.АФИША попали фильмы, вышедшие в российский прокат именно в 2015 году, — некоторые с запозданием.

«Безумный Макс» (Австралия — США)

Лучший фильм 2015 года, по мнению Квентина Тарантино. Джордж Миллер в 1970-е прославился трэш-боевиками про мир после гибели цивилизации. Через 35 лет Миллер сам переснял своего «Макса» с новыми технологиями — и вдруг стало ясно, как трусливы и шаблонны в смысле киноязыка прочие блокбастеры и как мы отвыкли удивляться в кино. Некоторые ходили смотреть на эти бешеные гонки в радиоактивной пустыне, пока кассирша в кинотеатре не начинала спрашивать: «Вам сегодня как обычно? «Безумный Макс», пятый ряд, седьмое место?». Но ведь нужно рассмотреть все детали этого босхианского полотна: уродов, мутантов и чудовищные машины в ржавчине и крови. «Безумный Макс» утвердил Тома Харди в статусе большой звезды, а бритую наголо Шарлиз Терон — в статусе суперженщины (это отчетливо феминистический фильм, что в 2015 году естественно).

«Соль Земли» (Франция — Бразилия — Италия)

В этом году в кинотеатрах шел не один мощный документальный фильм: душераздирающая «Эми», увлекательная американская лента про советский хоккей «Красная армия», невыносимые, но важные хроники Холокоста «Наступит ночь». Но самое эффектное художественное высказывание среди них — «Соль Земли» Вима Вендерса («Небо над Берлином», «Париж, Техас»). Жизнь великого фотографа Себастьяна Сальгадо Вендерсом рассказана наполовину просто через грандиозное слайд-шоу — черно-белые фото голода и войны, красоты и смерти во весь экран. С точки зрения сюжета это — притча о том, как вернуться к себе, если заблудился в аду. С точки зрения искусства — дуэль или парный танец фотографии и кинематографа.

На первый взгляд, это противоположности. Эстетские, вдохновленные авангардным искусством раннего СССР чеканные «Ангелы революции», издалека подозреваемые в том, что это — кино не для всех. И — елочная, свойская вполне, полная непристойных шуток комедия «Страна О3», квест халдоватой и слегка заторможенной продавщицы через спальные районы Екатеринбурга к заколдованному замку (он же — призывно светящийся в ночи вонючий ларек с пивом и сигаретами на улице Торфорезов), жутковатая сказка про всяких козлов в панельных лабиринтах. Но оба фильма сняты режиссерами извне киносистемы — оба из Екатеринбурга: снявший «Ангелов» Алексей Федорченко взялся из документалистики (и заморачивает зрителя, сплавляя ее с художественным вымыслом), снявший «Страну ОЗ» Василий Сигарев — изначально из театра. И в обоих фильмах оба строят фантасмагорический диснейленд, изображая Россию иррациональной страной чудес, зачарованной территорией, сказкой — местами страшной и жестокой, но завораживающей.

Космические амбиции человечества зашевелились — и вот каждый год человечество получает и потом долго обсуждает новое большое кино о том, что с этой планеты, кажется, пора валить. В 2013 году это была «Гравитация», в 2014-м — «Интерстеллар», а в 2015-м — «Марсианин», экранизация ставшего бестселлером дебютного романа простого программиста об астронавте из первой экспедиции на Марс, которого оставили на чужой планете, сочтя погибшим, — а он не растерялся и посадил 6 соток картошечки. Такого спилберговского идеализма в фильмах Ридли Скотта не было, кажется, никогда — это натуральное спасение рядового Райана на Марсе. А также — мощная пропаганда науки: согласно «Марсианину», во-первых, только она вытащит нас из дерьма, а во-вторых, быть ботаником — это просто круто.

«Новейший завет» (Бельгия — Франция — Люксембург)

Бельгиец Жако ван Дормель («Господин Никто») взял и снял богоборческую «Амели»; Евангелие от бомжа, убийцы и немолодой богачки, которая берет с собой в постель гориллу из цирка (богачку играет Катрин Денев); кино необычайно гуманистичное и необычно смешное. По ван Дормелю, ветхозаветный Бог нынче живет в Брюсселе, тиранит свою жену-домохозяйку, дочь-подростка и все человечество, изобретая ему все новые мучения, будь то смертельные болезни или маленькие подлянки вроде «другая очередь всегда движется быстрее». Однажды дочь сбегает в земной мир, чтобы найти себе апостолов (как когда-то сделал ее славный старший брат) — и устроить революцию против власти отца.

Внутренний мир каждого человека огромен, как вселенная, и хрупок, как стеклянная игрушка, — сообщает лучший мультфильм года и один из лучших мультфильмов великой студии Pixar. «Головоломка» — это одновременно сюрреалистическое и очень рациональное изложение истории о том, как мается от переходного возраста и переезда в другой город девочка Райли, — показанное изнутри ее головы. Посреди невиданных ландшафтов — каньоны забвения, облачные города фантазий, голливудская студия, где с массовкой и декорацией снимаются сновидения, жуткие пещеры подсознания — стоит башенка управления, в которой бойкая Радость, толстуха Печаль, фифа Отвращение, бледный Страх и краснорожий Гнев управляют эмоциями Райли. Депрессия, согласно «Головоломке», — техногенная катастрофа в этом мире. В США «Головоломка» стала самым кассовым мультфильмом года, но в России ее (да и вообще все фильмы этого года) по сборам побили «Миньоны».

«Лобстер» (Ирландия — Великобритания — Греция — Франция)

Грек Йоргос Лантимос («Клык») доводит до абсурда все наши фрустрации и предрассудки насчет интимных отношений — и выстраивает альтернативную реальность, в которой запрещено быть одиноким. Одиноких помещают в специальное учреждение, где они должны образовать пары. Тех, кому это не удалось, превращают в животных. Лобстер — это выбор главного героя, которого играет в усах и очках Колин Фаррелл («Поздравляю. Мало кто может придумать что-то сложнее собаки, поэтому мир полон собак», — отвечает ему должностное лицо, заполняя формуляр). Несогласные с этой системой бегут в лес, там сбиваются в подпольные группы, где, наоборот, жестоко карают за любые близкие отношения. Совершенно незабываемое, издевательски красивое кино (спаривательное учреждение выглядит как дорогой отель, — вот только за попытку мастурбации персонал сожжет вам руку в тостере) с холодным, невозмутимым тоном. После титров зритель может долго оставаться в ощущении, что окружающий мир на самом деле живет по безумным законам, которые придумал Йоргос Лантимос.

«Шпионский мост» (США — Германия — Индия)

Том Хэнкс играет адвоката арестованного в США советского разведчика Абеля — назначенный защитником ради формальности, он вначале спасает подопечного от казни, а потом проявляет чудеса дипломатии в разрушенном злющем Восточном Берлине, чтобы выменять его на захваченных американцев. Основано на реальных событиях, конец известен, но переживаешь во время просмотра вовсю. Слегка оттененный мрачной иронией соавторствовавших в сценарии братьев Коэн Стивен Спилберг предстает в «Шпионском мосту» в своем лучшем виде. Мало кто может позволить себе так сильно и убедительно напоминать о базовых ценностях: каждая жизнь бесценна, никакой патриотизм не оправдывает подлость и мошенничество, делай что должен, и будь что будет.

«Кингсман» (Великобритания)

Это был год отвязных и стильных шпионских комедий — таковой попыталась стать в «СПЕКТРе» даже довольно серьезная в последнее время бондиана, но ей не удалось. Зато удалось Мэтью Вону в неполиткорректной и непредсказуемой экранизации комикса «Kingsman: Секретная служба» — о том, как британскому гопнику выпадает шанс вступить в лигу выдающихся джентльменов британской разведки и спасти мир от филантропии свихнувшегося американского миллиардера-айтишника. Чуть менее, но тоже удалось — сделанной старым сотоварищем Мэтью Вона Гаем Ричи реанимации старинного американского сериала «Агенты А.Н.К.Л.».

«Бёрдмэн» (США, мировая премьера — 2014)

Кино Алехандро Гонсалеса Иньяриту («Сука-любовь», «Вавилон») о вдохновении, безумии, искусстве, Нью-Йорке и полетах во сне и наяву. Бывшая звезда кинокомиксов про Человека-Птицу (Birdman) Ригган ставит на Бродвее спектакль. В постановочной суете окружающие не замечают, что герой разговаривает с голосами у себя в голове и уверен, что в любой момент может вылететь из окна — и парить в небе над Нью-Йорком. Так же безоглядно и головокружительно в магический реализм «Бердмэна» падает зритель. Играющий Риггана бывший Бэтмен — Майкл Китон — ясно откуда знает, что такое быть отставным супергероем. Снимающий все это — с невероятной виртуозностью, стремительной, вытанцовывающей камерой, будто бы одним двухчасовым планом, — оператор Эмманюэль Любецки («Дитя человеческое», «Древо жизни», «Гравитация») непонятно откуда знает, что такое уметь летать. «Оскары» за лучшие фильм, сценарий, режиссуру и операторскую работу.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства