Город «Робот по имени Чаппи»: мама для роботёнка

«Робот по имени Чаппи»: мама для роботёнка

Фантастический блокбастер о том, как трогательный малыш-робот стал жертвой столкновения гопников с искусственным интеллектом

С прошлой недели в прокате — один из самых ожидаемых фантастических фильмов года, «Робот по имени Чаппи» Нила Бломкампа, прославившегося лихостью, с которой он скрестил «Близкие контакты третьей степени» с бытом и нравами Гусинобродской барахолки в «Районе № 9». Новый фильм Бломкампа — про робота, обретшего разум и чувства, но оказавшегося в качестве оружия в руках отморозков-бандитов, которых он считает своими мамой и папой, — обещал заставить забыть о «ВАЛЛ-И» и разбить сердце в пыль. Но вызывает грусть совсем другого рода.

Справка: «Робот по имени Чаппи» (Chappie; США, 2015) — фантастика, боевик, драма. В ролях — Хью Джекман, Сигурни Уивер, группа Die Antwoord. Реж. — Нил Бломкамп («Район № 9», «Элизиум»). 120 мин. 16+

Биография южноафриканского режиссера Нила Бломкампа — воодушевляющая история успеха: Бломкампу не было и тридцати, когда его фантастическую короткометражку про нашествие инопланетян в Йоханнесбург заметили и дали 30 млн долларов на спродюсированное Питером Джексоном большое кино «Район № 9» — один из самых оригинальных запоминающихся фантастических фильмов прошлого десятилетия. После успеха «Района № 9» Бломкампу доверили делать уже полнокалиберный блокбастер «Элизиум» — к которому вопросов и претензий было побольше. Но все равно от новостей о том, что

так вот, от этих новостей хотелось запрыгать и взвизгнуть.

Итак, 2016 год, Йоханнесбург — город, который мы и в реальной жизни знаем во многом по страшилкам про принадлежащие бандам целые районы и жизнь за колючей проволокой. В начале фильма Йобург начинает поправляться после того, как некая оружейная корпорация по заказу полиции разрабатывает бронированных робокопов. Сюжет же собственно завязывается, когда разработчик робокопов, стеснительный вундеркинд Деон (его играет Дев Патель — бедный индийский парень из «Миллионера из трущоб»), на досуге, от нечего делать и некуда пойти, изобретает искусственный интеллект со способностью к обучению и творчеству — личностью, в общем. С этим он приходит к начальнице (Сигурни Уивер), но та (вероятно, опасаясь, что на следующее утро после вручения Нобелевской премии парень опоздает на работу) отмахивается: нечего фигней заниматься, у нас тут наклевывается крупный госзаказ. Расстроенный Деон тихонько тырит из мусорки списанного робота со сдыхающим аккумулятором, чтобы установить на него свою программку.

Тем временем одна отмороженная возлюбленная пара некрупных гангстеров Ниндзя и Йо-Ланди (их играет — под собственными именами и собственными же дикими шмотками и прическами — модная южноафриканская группа Die Antwoord) задолжала большому бандиту и решилась на крупное ограбление. И тут им приходит в голову похитить сотрудника компании — разработчика полицейских дроидов, чтобы вытрясти из него ключик к железным охранникам, ну или просто выяснить, как их выключить. Судя по всему, раньше такая возможность ни йобургским бандитам, ни самим разработчикам в голову не приходила.

И вот Деона похищают и привозят в разукрашенное граффити гнездышко татуированных и златозубых бандюков, а с ним его тачка, а в тачке — первый в истории человечества разумный робот. Увидев его, Йо-Ланди и Ниндзя понимают, что с таким членом банды они быстро придут к успеху.

Как и в своих предыдущих фильмах, Бломкамп создает в «Чаппи» визуально великолепный, ржавый, осыпающийся, жестокий мир, постоянно готовый взорваться насилием или энергичным экшеном.

Группа Die Antwoord за свое бешеное представление наверняка заполучила себе толпу новых поклонников, а в лице «Чаппи» — наикрутейшее видео с приглашенной звездой — собственно, самим роботом, который ведет себя поначалу совсем как щенок, прижимая от страха антенны на голове, похожие на уши добермана, и играя с резиновыми игрушками-пищалками, а потом учится рисовать, читать и задается вопросом, где его мама.

Но на этом достоинства «Чаппи» заканчиваются — и обнаруживается, что сценарий к нему писала, кажется, подержанная кофеварка. Ну или ржавый тостер. Только тостер мог решить, что бандиты, украв сенсацию века, отпускают и даже прогоняют ограбленного Деона, который знает, где они живут (а он, уезжая, кричит похищенному питомцу: «Чаппи, развивай свой потенциал!»). Только в истории, рассказанной тостером, бандиты, имея на подготовку ограбления несколько дней, тратят бьшую их часть на то, чтобы научить робота материться, носить охапку золотых цепей и ходить вразвалочку, как нормальный пацан. И так далее, и тому подобное, увенчанное карикатурным злодеем-милитаристом (в исполнении Хью Джекмана), который разговаривает сам с собой в духе: «Я убью вас, жалкие людишки! А сейчас я использую кассетную бомбу, муахаха!» (и все время истово крестится прежде чем запустить очередную смертоносную машину).

Для фильма, в котором, во-первых, ставят в рядок, как пивные кружки, философские вопросы (может ли создание простить создателя за свою смертность; что, где и зачем есть душа и т.д.), а во-вторых, отстригают людям головы огромным ножницами, столь мультяшная логика, более пригодная для фильма с ограничением 0+, практически невыносима.

В итоге вместо ожидаемой эмоции — умилиться до слез крошке-роботу (ведь нет ничего трогательнее роботов, — знают Спилберг, корпорация Pixar и другие повелители мира) — зритель грызется горчайшей досадой, потому что «Чаппи» — практически загубленный потрясающий фильм: с харизматичными героями (один из которых — сам бесноватый африканский мегаполис) и кучей чудесных придумок и сверхаутентичных незабываемых подробностей, как это Бломкамп умеет. В сценарии «Чаппи», с учетом его идейной амбициозности, творится такая очевидная, неприкрытая и без попыток что-то исправить катастрофа, что возникает подозрение, что она преднамеренна. А все это — этакий фильм-аутист, который вовсе не глуп, а просто думает, как и его главный герой, совсем по-другому, практически гениально — в одном и невероятно беспомощно — в другом. Соответственно, установив с ним эмоциональный контакт и настроившись на его волну, можно, наверное, его очень даже полюбить. По крайней мере, в зале, когда загорается свет, довольно много людей, которые широко, растроганно улыбаются.

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства