Город «Неуловимые»: просто мрак

«Неуловимые»: просто мрак

Отечественный ответ «Сумеркам» — кино, в котором юная и дерзкая блондинка размазывает красные ягоды по спальне скандального олигарха-изгнанника

«Неуловимые» — отечественное кино про московских городских партизан, расправляющихся с богатыми и коррумпированными — старается держаться в курсе главной мировой тенденции, достигшей пика в «Голодных играх». Тенденция — снимать для подростков кино высокого гражданского пафоса, в котором роль капитана и воина достается девушке, а парням — роль пассивных объектов, из которых она выберет годный, когда будет свободная минутка. За названием же «Неуловимых» тянется целая история. Не только советская классика «Неуловимые мстители», но и предыдущая попытка ими воспользоваться: под названием «Неуловимые» в нашем прокате пару лет назад пытались хоть кому-нибудь показать ремейк старого боевика «Красный рассвет», в котором Америку захватывают коммунисты. Ассоциация очень кстати — издалека «Неуловимые» выглядят попыткой освоить, упаковать и продать политический взрыв в умах. На деле оказывается сделкой совсем другого рода.

Справка: «Неуловимые» (Россия, 2015) — криминал, комедия. Реж. — Артем Аксененко («Чемпионы», «С новым годом, мамы!»). В ролях — Александра Бортич («Как меня зовут», «Духлесс-2»), Иван Шахназаров, Денис Шведов («Майор») и пр. 90 мин. 16+

Кира — дерзкая блондинка лет двадцати, всегда готовая оторвать зеркало припарковавшемуся на тротуаре хаму, — узнает, что ее подругу ночью на пешеходном переходе сбил олигарх Сергей Полянский. Теперь подруге нужна операция за 250 тысяч долларов, иначе она умрет через две недели (ровно). Но Кира и ее друзья-поклонники (а их трое: нахальный красавчик, простой и хороший парень только из армии и гениальный хакер) — бедные подростки-переростки. У них только и есть, что мотоцикл, машина, полное отсутствие родителей, работы и учебы и тонна фантастических гаджетов для слежения, взлома и прочего. А денег нет — и поэтому за деньгами они отправляются к тому самому сбившему девушку и уехавшему олигарху —

Неуловимые не унывают — и запугивают злодея, например, разбрасывая по его спальне клубнику (у него на нее аллергия) и переводя будильник на несколько ночных часов вперед, — и все такое. Тот страшно злится, рычит, чешется (клубника) и издевается над своими жалкими подчиненными больше положенного. Когда у создателей фильма кончаются деньги на съемки, у сценаристов — шутки, которые можно пошутить над недругом, что-нибудь поменяв местами у него дома, а фильм дотягивает до вроде как положенных полнометражному жанру полутора часов, герои вспоминают, что ключ к счетам олигарха находится в его ноутбуке, быстро ноутбук похищают — вот практически и всё. Впрочем, есть еще экшен-сцена, такая лихая, что одного из персонажей даже облили чаем и ударили кулаком в лицо.

С неизбежным отставанием от происходящего (а с другой стороны — как за ним успеть?) в «Неуловимых» утоптана вся повестка дня трехлетней давности: от антикоррупционных слоганов до шуток про «Сумерки». Снято кино довольно бодро и броско (хотя и по не очень свежей моде). Благодаря этому из него удается смонтировать более-менее привлекательный трейлер. Но есть проблема: трейлер и постеры «Неуловимых» намекают на то, что это кино с трюками на мотоциклах, погонями, вероятно, паркуром — короче, что-то зрелищное и энергичное, комикс про русских мстителей.

Ничего подобного — это именно комедия про то, как, втихушку переставляя мебель, можно, как выражался Карлсон, низводить и курощать домохозяина.

С фрустрированным домохозяином дело обстоит уже не странно, а прямо-таки дико: дело в том, что в «Неуловимых» выведен — с почти полным совпадением имени, кудрявой внешности, отрасли (строительство небоскребов) плюс экстравагантности имиджа — совершенно реально существующий миллиардер Сергей Полонский (обвиненный в махинациях и сейчас находящийся в заграничных бегах). Создатели фильма сообщают, что это сходство у них вышло нечаянно. Полонский, кстати, — при всей своей одиозности — вовсе не входит в список богатых и высокопоставленных граждан России, поучаствовавших без последствий для себя в смертельном для менее богатых и высокопоставленных граждан России ДТП.

Поэтому кино выглядит актом, скорее, какой-то подковерной гадости, чем гражданской смелости.

Для раскрутки фильма сходство, ясное дело, никакой пользы не представляет — целевая аудитория «Неуловимых» не читает «Форбсов». При этом на смаковании отвратительности этого персонажа кино вообще сконцентрировано — больше, чем на красивой девочке и троице озабоченных этой девочкой мальчиков. Кажется, у девочки и мальчиков даже хронометража меньше.

Подразумевается, что подросткам, на которых вроде как ориентированы «Неуловимые», якобы интереснее смотреть на чешущегося нервного дядьку, чем на юную блондинку.

А блондинка при этом действительно хороша — артистку Александру Бортич, судя по ее первым ролям (наглая нимфетка из «Как меня зовут», карьеристка из «Духлесс-2»), скоро будут знать все. На фоне харизматичной Александры троица, играющая ее оруженосцев (один из них — сын режиссера Карена Шахназарова), выглядит особенно неумело. Мне лично было интересно посмотреть, как Бортич будет играть Навального в юбочке из плюша (на что намекал трейлер). Но ей особо нечего играть в совершенно фальшивой и куцей истории «Неуловимых», которые только издалека выглядели как (запоздалая, но все же) попытка масскульта переварить протестные настроения и заработать на рассерженной молодежи (как он ранее пытался заработать, скажем, на любителях скорости, неуклюже переводя «Форсажи» в «Стритрейсеров»). На самом деле это не кино о том, какие мальчики и девочки крутые, и не о том, как «молодые изменят мир» (слоган), а о том, какой некий дяденька противный, — а платить деньги за то, чтобы смотреть на такого рода чужие дела, как-то странно и глупо.

Примечательно еще: как и во многих других задуманных как «добрые» и даже в каком-то смысле воспитательные фильмах — которых, кстати, в отличие от какого-нибудь «Левиафана» никто не подозревает в антигосударственности, — в «Неуловимых» вырисована совершенно апокалиптическая картина состояния этого самого государства — в смысле коррумпированности, состояния медицины и прочего. Просто мрак. Вероятно, хуже, чем есть на самом деле. Но — никаких обвинений в очернении, потому что персонажами этот мрак изначально воспринимается как норма: они могут отбрыкиваться от ее отдельных проявлений, но не сомневаются ни в самом мраке, ни в том, что он повсеместен и неизбежен. Хорошо, конечно, что главная черта этих фильмов — наглость, халтурность и имитация (всего на свете: идей, сюжетов, модности и прочего), поэтому их мало кто видит.

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства