Отец Павел и его команда помощников устанавливают кресты на местах вымерших поселений. Так они чтят память жителей, сохраняют историю и пытаются привлечь внимание людей к уникальной природе Алтайского края. Об этом батюшка рассказал NGS22.RU
По словам отца Павла, энтузиасты устанавливают кресты, чтобы обозначить место, где когда-то была живая деревня.
— Это не только дань памяти, но и возможность привлечь внимание путешественников к нашей тайге, к Салаирскому кряжу. Многие и не знают вовсе что это и где находится.
За последние несколько лет команда установила четыре поклонных креста в местах бывших поселений:
— Один из них стоит на вершине сопки в глубине тайги. Там раньше была каторга, а само место называется Иродов лог. Еще несколько подобных памятников стоят в бывшей деревне Аламбай, местечке Кресты, в Удинске.
Как уточняет батюшка, идея ставить поклонные кресты пришла в 2015 году — ему хотелось почтить память захороненных в отдаленных местах людей. К тому же, именно тогда священник, известный как поп на джипе, поехал в свою первую экспедицию. Находя кладбище, группа проводила панихиду, молилась и постепенно приобщала к истории тех, кто тоже путешествует на внедорожниках и может добраться до столь отдаленных мест самостоятельно.
— Одно из таких мест уже стало легендарным. На Екатерининском тракте, оно называется Кресты. В этом году мы со студентами РАНХиГС будет обновлять этот крест — поставим новый, сделаем информационный столб и дадим сведения об историческом значении самого тракта.
Священник находит места благодаря архивным топографическим картам генштаба СССР. Ищет, где была деревня, поднимает историю и собирает экспедицию с выездом на несколько дней. Чаще всего в поездки собираются джипперы из Алтайского края, Кузбасса и Новосибирской области.
— Мы ездим разными составами. Может быть и 27 машин, а могут подключиться всего 5-6, но есть и сформированная команда — ребята из Заринска. На них я всегда могу положиться.
Периодически батюшка ездит и в небольшие поселения, где у людей нет возможности даже сходить в магазин — возит туда еду и помогает, чем может.
— В некоторых селах живет по 1-2 человека. Не сказать, что они слишком страдают, у них ведь уже сформировался свой уклад. А вот в деревеньке Дресвянке, куда я езжу, живут старики и им важно внимание и помощь. Пару раз в год езжу и к нашему отшельнику Вадиму, он с 80-х годов живет один в тайге, не выбирается в цивилизацию. Привожу и ему какой-то набор продуктов.
В дальнейшем отец Павел планирует продолжать возить людей в исследовательские экспедиции и приобщать их к истории родного края.