Культура Семья Мой Барнаул Ковры с русским вайбом: как алтайский бухгалтер в декрете стала ткальей и возрождает традиции предков

Ковры с русским вайбом: как алтайский бухгалтер в декрете стала ткальей и возрождает традиции предков

Станок для работы ей сделал муж

В поддержку жене муж надевает льняную рубаху и подпоясывается | Источник: Личный архив Ольги РудаенкоВ поддержку жене муж надевает льняную рубаху и подпоясывается | Источник: Личный архив Ольги Рудаенко

В поддержку жене муж надевает льняную рубаху и подпоясывается

Источник:

Жительница Барнаула Ольга Рудаенко 8 лет проработала бухгалтером, но чувствовала, что занимается не тем, к чему лежит душа. В 38 лет она захотела домотканую дорожку. И решила узнать как сделать ее самой. А после так втянулась, что стала всерьез заниматься ткачеством и создавать пояса, шарфы и ковры.

О том, сложно ли работать за станком, как помогают ткать коты и почему для творческих людей так важна поддержка близких — читайте в материале NGS22.RU

Ткалья, а не ткачиха

Сейчас Ольге 52 года и все свободное время она проводит за станком. Подбирает нужные ниточки, просит мужа настроить самодельный ткацкий аппарат и воссоздает атмосферу старо-русских костюмов и быта — делает пояса и опояски, палантины и шарфы из натуральных, приятных к телу нитей, создает ковры и дорожки со славянским орнаментом.

Занимается мастерица этим уже около 15 лет, а себя напевно называет ткальей. Как уточняет Ольга, «ткачиха» звучит грубо и ассоциировать себя с этим словом ей никак не хочется:

— Слово «ткачиха» не соответствует этому ремеслу, еще и Александр Сергеевич Пушкин вложил в него негативный образ. «Ткалья» — красивое, музыкальное, легкое. Когда я сижу за станком, то со стороны выглядит так, будто играю на пианино. Это слово я нашла у Даля. Там приводится несколько наименований для женщин, которые занимались ткачеством, бытовавших в разных губерниях России, мне приглянулось. Но сейчас и оно стало очень популярным, поэтому иногда я называю себя «ткея», — рассказывает Ольга.

Уют и домотканая дорожка | Источник: Личный архив Ольги РудаенкоУют и домотканая дорожка | Источник: Личный архив Ольги Рудаенко

Уют и домотканая дорожка

Источник:

Мастерица родом из села Михайловское Алтайского края. В детстве увидела в гостях ткацкий станок, который надолго остался в ее памяти:

— У нас лежали домотканые дорожки и к старине, к такой житейской истории я относилась с особым трепетом. Увлекалась классической литературой, да и в целом — интересовалась чем мои бабушки и прабабушки занимались. Не только же они в полях работали, да? Задумалась о том, чтобы заниматься ткачеством я, правда, лишь в 38 лет.

До этого Ольга работала бухгалтером, а с рождением дочери ее потянуло на ремесло, к которому она так долго, но верно шла полжизни. Тогда она попросила мужа Алексея поехать по деревням и поискать ей станок, но супруг категорически отказался — сказал, что сможет сделать его самостоятельно:

— Алексей создавал такое впервые. Он посмотрел в интернете какими бывают конструкции и сделал свою более современную модель станка. Работаю на нем уже 11 лет, но муж постоянно что-то улучшает или добавляет — знает как это для меня важно, — рассказывает мастерица.

Процесс заправки станка  | Источник: Личный архив Ольги РудаенкоПроцесс заправки станка  | Источник: Личный архив Ольги Рудаенко

Процесс заправки станка

Источник:

При этом, по словам Ольги, ее супруг — программист с техническим складом ума, но вот уже несколько лет конструирует станки и на продажу. Творчество ткальи поддерживает всегда: выезжает с ней на ярмарки, одевается там в льняные рубахи, подпоясывается вытканным ей поясом и помогает в продаже.

— Муж всегда помогает заправлять станок. Очень гордится тем, что я нашла себя. Разделяет со мной все успехи. Поддержка семьи — большое дело. Без нее я бы по прежнему работала бухгалтером, но вернуться в ту работу не хотела бы, — подмечает Ольга.

«Когда нити в руках — ткется само»

Создаются изделия со славянской атмосферой на кухне — дома у мастерицы оборудован уголок, где стоит станок, обустроены полки, которые тоже сделал муж, с мотками ниток. Для работы Ольге хватает всего два «квадрата», — ткачество требует размашистости рук. В деле иногда помогают два рыжих кота и серая кошка:

— Много дорожек дома мы не храним, у нас их любят кошки. Сначала был один помощник — постоянно использовал полотно в качестве кроватки, гамака, но я его отучила — ну представьте на деликатный домотканый шарфик заваливается рыжий кот? Сейчас вот отучаю второго, он тоже назойливый, конечно, но помогают дружно. Без них никак.

Ткацкому делу Ольга обучилась самостоятельно: одного мастер-класса оказалось достаточно, чтобы разжечь интерес и понять основу, а дальше помогала интуиция, освоилось все методом проб и ошибок.

Источник: Личный архив Ольги РудаенкоИсточник: Личный архив Ольги Рудаенко
Источник: Личный архив Ольги РудаенкоИсточник: Личный архив Ольги Рудаенко
Источник: Личный архив Ольги РудаенкоИсточник: Личный архив Ольги Рудаенко

— Оказалось, что когда нити в руках — ткется само, без проблем. Конечно, что-то я подглядываю в интернете, но чувствую — это было у меня в крови.

Начинала мастерица даже не с дорожек, а с русских поясов, которые иначе называются бранными:

— Я очень много времени уделяла традиционным русским орнаментам, в том числе и старообрядческим — рассматривала их в музеях, в интернете. Много ткала с геометрическим, нашим славянским классическим орнаментом, пока мне не пришел заказ из ХМАО. У них ежегодно проходят народные гуляния и каждый раз они делают новые пояса для шуб.

Тогда Ольга испытала некоторые трудности — орнамент для нее казался неизученным, новым, но вдохновляющим. Сейчас ремесленница с удовольствием отрисовывает узоры сама, составляет композиции в авторской технике — с любовь к алтайской природе, животным и историческому колориту разных регионов России.

Кушак чистошерстяной «Российскому флагу» | Источник: Личный архив Ольги РудаенкоКушак чистошерстяной «Российскому флагу» | Источник: Личный архив Ольги Рудаенко

Кушак чистошерстяной «Российскому флагу»

Источник:

«Зачем я это делаю?»


Для своих работ ткалья подбирает оттенки, которые вдохновлены природными контрастами — выбирает цвета, сочетающиеся мягко и гармонично. Стоимость изделий разная. Опояски и пояса стоят 5-6 тысяч рублей, шарфики мастерица продает за 8-11 тысяч, в зависимости от сложности плетения и материалов. Цена на большие ковры может достигать 35 тысяч рублей и выше. Маленькие коврики сравнимы по стоимости с шарфами.

Вдохновляется ткалья чаще всего природой | Источник: Личный архив Ольги РудаенкоВдохновляется ткалья чаще всего природой | Источник: Личный архив Ольги Рудаенко

Вдохновляется ткалья чаще всего природой

Источник:
Много фотографирует и помечает контрасты | Источник: Личный архив Ольги РудаенкоМного фотографирует и помечает контрасты | Источник: Личный архив Ольги Рудаенко

Много фотографирует и помечает контрасты

Источник:

Доход от ремесла, по словам ткальи, нестабилен — порой в месяц не зарабатывается и ста тысяч. Мастерица не ищет сотрудничества с магазинами и не занимается рекламой, предпочитая сосредоточиться на творческом процессе. Ольга уверена, что ткачество может приносить стабильный и высокий доход. Но для неё на первом месте стоит не прибыль, а удовлетворение от создания уникальных вещей, которые радуют покупателей:

Источник: Личный архив Ольги РудаенкоИсточник: Личный архив Ольги Рудаенко
Источник: Личный архив Ольги РудаенкоИсточник: Личный архив Ольги Рудаенко
Источник: Личный архив Ольги РудаенкоИсточник: Личный архив Ольги Рудаенко
+1
Источник: Личный архив Ольги РудаенкоИсточник: Личный архив Ольги Рудаенко

— Я такая, какая есть. Все это дается мне с особым трудом. Соткать три шарфа за день, чтобы работать на массы — невозможно. На одно такое изделие уходит от двух-трех дней до недели и я не машина, чтобы штамповать изделия. У меня ручная работа, к тому же, исключительно натуральные ткани: лен, хлопок, шерсть. Эти вещи долго делаются и недешево стоят, хотя многие коллеги говорят, что цену пора повышать.

Из-за станка в течение дня мастерица практически не выходит: все свободное время проводит на кухне, иногда даже забывая сделать зарядку или поесть. Так увлекается творчеством. Но признается — в работе случается выгорание:

— Часто задаюсь вопросом зачем я это делаю, кому это нужно, но такое случается, думаю, у каждого мастера. В такие моменты главное восстановиться и вернуться в творческое русло.

А для того, чтобы переключиться, Ольга научилась делать смешные свистульки из веток деревьев:

— Они стали моим психологическим лекарством. Я вставала с кровати и быстрее садилась за них, это меня колоссально перезагружало. Я и сейчас сажусь за них — уже стала понимать как лучше вклеить язычок, чтобы звук был полнее. Занимаясь ткачеством нашла для себя маленькое и немного смешное хобби.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления