Сергей работает в похоронном бизнесе более 20 лет. За эти годы у него были сотни клиентов, но он признает: до сих пор жаль каждого. На условиях анонимности он откровенно рассказал о своих буднях, стоимости похорон сегодня и о том, как, видя смерть каждый день, не сойти с ума.
Администратор похорон
Барнаулец Сергей (имя изменено по просьбе героя. — Прим. ред.) в похоронном бизнесе уже 24 года. Разумеется, говорит он, о такой профессии в детстве не мечтал. И даже не думал, кем хочет стать, когда вырастет.
Он окончил педколледж, но ни дня не проработал в сфере образования. Сначала занимался бизнесом, потом, в начале нулевых, ушел в агенты.
Сергей говорит, что помнит всех, кого проводил в последний путь. Тяжелее всего работалось в начале:
— Первые полгода постоянно снились гробы, пока притирался. Мне было 23 года всего, когда пришел. Но не думаю, что это рано. Нормально.
Он называет себя администратором похорон, задача которого узнать у родственников, как бы они хотели, чтобы всё прошло, и подготовить необходимое. От покупки гроба до аренды прощального зала, если он требуется. Иногда люди выбирают церковь.
О том, откуда Сергей получает информацию о клиентах, он не рассказал. Но отметил, что часто срабатывает сарафанное радио — все-таки столько лет в профессии.
— От одних клиентов обо мне узнают другие. Допустим, понравилось, как всё прошло, и они рассказали знакомым. Те могут позвонить, когда случилось горе. Часто я приезжаю к людям, чтобы просто их успокоить. И тут нет средства, которое дает стопроцентный результат. Например, фразы, которая точно сработает. Всё очень индивидуально. Нет в нашей жизни ничего универсального.
Говорить вживую
Но одно правило все-таки есть — не обсуждать «похоронные дела» по телефону. Только глаза в глаза.
— По звонку дела не решаются. Это вообще самое ужасное, что может быть. Я только выражаю соболезнования, а дальше договариваюсь о встрече. Но не всегда она состоится прямо сразу. Некоторым людям (это понятно по голосу) нужно дать несколько часов, чтобы хоть немного переварить случившееся. А потом перезвонить. Вот тогда встреча более вероятна. Всё остальное нужно говорить вживую.
Переговоры длятся обычно от часа до двух. Но иногда и дольше. Всё зависит от состояния клиентов. Сергей говорит, что с родственниками покойного работать непросто. Мало того, что люди в шоке и стрессе, но еще нужно учесть все их желания:
— Бывает, надо найти такие варианты, которые всех устроят. Я люблю говорить: одинаковых похорон не бывает. Даже если кажется, что всё похоже: гробы, венки и так далее.
Еще одно правило агента: клиенты должны получить ответы на все вопросы в любое время:
— Я работаю без выходных и праздников — сам на себя. Я не знаю, в какой день и когда мне позвонят и какие будут клиенты. Усталость постоянная, но я этого будто уже не замечаю — привычка.
Не боится смерти
Сергей утверждает, что за 24 года работы цена на его услуги так и не изменилась — 2,5 тысячи рублей. Причем неважно: в Барнауле клиенты или в одном из сёл края. Хотя, признается собеседник, после ковида агенты появились и в районах.
— В каждом поселке по два точно есть. В пандемию вообще не было. Люди не знали, куда обращаться. А сейчас развелось — конкуренты, кажется, посчитали, что это легкие деньги. Но это очень тяжело. Просто я считаю важным в первую очередь помочь, а потом уже заработать. Сострадание должно быть. Хотя понятно, что не благотворительностью занимаюсь.
По мнению Сергея, во времена ковида работы было очень много. И это привело к развитию конкуренции. Поэтому сегодня у него клиентов меньше, чем было несколько лет назад. На заработок не жалуется.
Сергей признаётся, что давно не боится смерти:
— С покойниками не страшно, а вот с живыми — да. Но чем старше становишься, тем больше жить хочется. Поэтому о смерти я вообще не думаю. А может, привык уже.
Сколько стоят похороны
Гробы и всё, что в них
«Техническая» часть работы похоронного агента начинается с каталога ритуальных изделий: от гробов до венков и ленточек для них. Выбор большой, но и стоимость очень разная.
Начнем с гроба. Самый скромный: деревянный и обитый бархатной тканью стоит примерно шесть тысяч рублей. Некоторым подходят стандартные, но случаются исключения. Бывает, что человек после смерти прибавляет до 15 сантиметров в росте.
Есть и дорогие варианты из натурального обработанного дерева. Например, гроб из кедра стоит около 40 тысяч рублей. Есть варианты и люксовые — двухкрышечные из натурального дерева. Такой гроб обойдется в 50 тысяч рублей. Из мелких расходов — покрывало и подушка — около 2,5 тысячи рублей. Их шьют из атласа или шелка.
В эту же сумму могут обойтись похороны полностью. Но всё зависит от желаний заказчика. Не всегда родные исполняют волю усопшего, говорит Сергей. Всё зависит от финансовых возможностей семьи.
— Иногда смерть — это ожидаемо, как бы печально это ни звучало. А иногда резко и шокирующе. Кто-то к похоронам готовился, а кто-то нет. Некоторые люди не откладывают деньги в принципе. Зарплата у всех разная. Случается, что пособие на погребение нужно получить до похорон, а не после, как обычно.
Государство выделяет на прощание 9,6 тысячи рублей. Этого хватит либо на гроб, либо на подготовку могилы. Зимой копать ее тяжелее и потому дороже. Так, в холодное время года стоимость услуги возрастает на несколько тысяч рублей.
Бальзамация
Еще одна статья расходов — бальзамация. Но люди часто хотят ею пренебречь, говорит Сергей.
— Некоторые люди говорят: «Мы не хотим бальзамировать своего покойного». Начинаешь им объяснять, что это необходимо, чтобы не было запаха. Много нюансиков разных. Нужно же, чтобы человека запомнили в нормальном виде. Чтобы не было ощущения, что чего-то не хватает.
Стоимость бальзамации зависит от морга. Начальная — три тысячи рублей. Дальше всё зависит от набора услуг. Например, если нужен макияж и покраска, получится дороже. В морге усопшего приведут в порядок и переоденут.
— Раньше, в начале нулевых, когда бальзамация не была особо востребована, всё это делали родственники: мыли, причесывали, одевали. И запах к моменту прощания был, конечно. Сегодня есть возможность это всё делегировать.
Зал прощания
Постепенно популярными стали и залы прощания. Барнаульцы, говорит агент, уже отказались от того, чтобы накануне похорон ставить гроб с усопшим дома. Не все это спокойно выносят, отмечает собеседник.
Залов в краевой столице несколько. В среднем один час аренды стоит до трех тысяч. Можно и дешевле — до двух.
Вынести и привезти
Катафалк обойдется в среднем в три–четыре тысячи рублей. Иномарки с тонированными стеклами и кондиционером — от шести тысяч рублей.
— В СССР были только автобусы, и всё. А сейчас есть выбор. В основном, конечно, отдают предпочтение обычным «Газелям». Но погодные условия у нас бывают разные.
Вынос — еще около трех тысяч рублей. Но цена может вырасти, если нужно подняться на 10 или 15-й этаж. Вынос из морга дешевле — полторы–две тысячи рублей.
Венки и ленточки
Для прощания чаще всего выбирают искусственные цветы. Цена на венки начинается от 2,5 тысячи рублей. Ленточки со стандартными надписями «Помним, любим, скорбим» и подобными стоят примерно 300 рублей. Еще 200 рублей придется доплатить за ленту с индивидуальной надписью.
Копить уже сейчас?
В марте телеграм-канал «Похоронный траст» подсчитал, сколько стоят похороны в СФО. Алтайский край обогнал Новосибирскую область — 60 тысяч рублей против 40.
Но наш собеседник с такими цифрами не согласен. Уложиться можно и в 40, и в 30 тысяч рублей, если отказаться от некоторых позиций. Например, от ритуального зала или выбрать гроб дешевле.
По данным «Похоронного траста» всего за год в регионе стоимость прощания выросла аж на 18%. Но и с этим Сергей готов поспорить.
— Это как сказать, что хлеб подорожал. Конечно. Потому что инфляция и дорожает всё. Но не могу сказать, что прям за год всё так взлетело. Бюджет у всех разный. Не все готовы потратить 60 тысяч. А некоторые укладываются в 200 тысяч и им нормально.
Тренд на кремацию
Услуги крематория в Барнауле стоят около 30 тысяч рублей. Усопшего отпускают в печь в гробу, а потом отдают семье урну.
После урну можно захоронить (в гробу или нет — выбор родственников). Или арендовать место у стены плача. По правилам, платить нужно сразу — 20 тысяч на 20 лет.
— Кремация вошла в моду лет пять назад. Некоторые считают, что крематорий — не такое жуткое место, как кладбище. Лично я не согласен, но к каждому в голову не залезешь. А представьте, через 20 лет к вам приходят и говорят: «Плати еще 20 тысяч, аренда закончилась». Причем это не предел. Чем выше ячейка, тем дороже место.