Пенсионерку Аллу Еремину из села Буранова Калманского района мошенники закредитовали одной эсэмэской. В Сбере подтвердили, что заем реальный. А потом аферисты стали списывать деньги с карты. Женщина в отчаянии. Ведь «даже в Единой России» не знают, куда ей идти. «НГС.Барнаул» узнал все подробности.
«Вижу эмблемка — Сбер»
Мы с Аллой Александровной говорим по телефону. Этого достаточно, чтобы понять, что она вот-вот сорвется и зарыдает. Алле Александровне 59 лет, но по голосу кажется, будто она старше.
— Я с малолетства работать пошла. Выросла в детдоме в Кулунде, потом приехала в Панкрушиху, на маслосырзаводе отработала три года. Потом сюда в Калманку, за Колю замуж вышла, на хлебопекарню пошла. И в деревне дояркой [работала], и в последние годы — в барнаульской больнице в отделении с инсультниками — санитаркой. У меня образования-то шибкого нету, — рассказывает Алла Александровна.
На пенсию Еремина ушла девять лет назад. Осела дома, занималась внучками. Дочь Светлана воспитывает троих детей одна, так что лишних денег в семье нет совсем.
— Первого сентября, это пятница была, около четырех часов дня мне позвонили в вотсапе. Вижу, эмблемка — Сбер. Ну, думаю, я же клиент. Пенсия мне приходила на карточку. Это сейчас я уже в наличку перевела.
Алла Александровна сразу ответила на звонок. Звонившая прямо в лоб сообщила: «На вас оформлен кредит». При этом девушка назвала фамилию, имя и отчество «заемщицы».
Еремина продолжает:
— Я ей ответила, что ничего не оформляла. Живу в сельской местности. У нас и банка-то нету. Работница представилась и сказала, что может аннулировать кредит. Я говорю: «Пожалуйста, аннулируйте. Я не брала ничего».
«Сотрудница Сбера» согласилась помочь испуганной пенсионерке. Сказала, что сейчас передаст информацию в «кабинет, где списывают долги». И исчезла.
Деньги ушли — кредит остался
Потом стал говорить мужчина. Он назвался Константином Мостовым. Пообещал не только погасить долг, но и защитить от мошенников.
— Я в этот момент думала только о том, с чего кредит платить. У меня пенсия — 12,7 тысячи рублей, у деда моего — 14 тысяч. Мостовой этот стал у меня что-то спрашивать, я уже не помню. Заболтать хотел, наверное. А потом говорит: «Вам сейчас придут деньги, а потом сразу же уйдут. Ими мы кредит и закроем». Я думаю: «Ну всё».
Первым заподозрил неладное супруг Аллы Александровны: «Да не говори ты ни с кем. Это наверняка аферисты». Но она не поверила: «Что ты, они помочь хотят». Спаситель Мостовой оказался таким благородным, что предложил проверить, нет ли на имя Еремина еще каких-то задолженностей. Выяснилось, что на пенсионерку якобы оформили займы еще в 170 банках.
Тогда женщина впервые за всю беседу не испугалась, а удивилась: «У нас в Алтайском крае и банков-то столько нет». Дальше пришел код по СМС. Мошенник скомандовал: «Не называете его никому, кроме нас». Между тем полицейские в телеграм-канале «Вас обманывают» рассказывают, как распознать обман. СМС-коды — один из самых распространенных.
После на карту Ереминой поступили деньги: несколько сотен тысяч. Эту сумму аферисты сразу же списали, захватив еще около полутора тысяч рублей, уже с пенсии. Кроме того, как утверждает собеседница, десять тысяч со сберкнижки тоже забрали.
— Я, понимаете, пыталась отключиться, сбросить звонок, но не могла. Он мне, Мостовой [говорил]: «Зачем вы отключаетесь?» — вспоминает она. После звонка пришла эсэмэска: «На вас оформлен кредит — 225 тысяч на 28,9% годовых».
«Сама виновата»
В понедельник, четвертого сентября, женщина поехала в районное отделение полиции и написала заявление. Его приняли (копия есть в распоряжении редакции). По словам Аллы Александровны, полицейские сказали ей, что она «сама виновата». Взволнованная женщина оправдывалась: «Я ведь даже не ездила никуда, ни в какой банк».
В этот же день с карты попытались списать первый платеж — 500 рублей — всё, что было. Потом стали приходить сообщения, что начислена пеня, — рассказывает женщина. Пятого сентября Еремина приехала в Барнаул, в головное отделение Сбербанка в Алтайском крае.
— Мне девочки сказали, что кредит на меня и правда оформлен. Документ выдали. Я просила их расторгнуть кредит, но мне ответили, что можно только страховку сделать, чтобы пока с нее списывали, — говорит Алла Александровна.
Сумма страховки — около 30 тысяч рублей. Ежемесячно четвертого числа по ней списывают около 7 тысяч рублей. Как платить кредит, когда эти деньги закончатся, женщина не знает. Ее пенсия в 12,7 тысячи рублей — чуть выше регионального прожиточного минимума.
Не помогли ни в полиции, ни в «Единой России»
С сентября Алла Александровна, как ей посоветовали в краевом отделении «Единой России», бьется во все двери. К партийному юристу она обращалась за консультацией. Но правозащитник сказал, что не знает, чем помочь.
— Ну раз уж в «Единой России» не знают, не могут, не хотят помочь! Я вообще не представляю, что делать. В полиции говорят: «Это не в нашей компетенции». А в чьей? — плачет в трубку женщина. — Только в ОНФ посоветовали пенсию наличкой получать, чтобы не списали.
Дочка Аллы Александровны Светлана поддерживает маму, как может. Недавно написала в паблик Barnaul 22 во «ВКонтакте». Комментаторы появились тут же: «А вы не платите, да и всё! Пусть в суд подают кредиторы», «Наймите адвоката, только хорошего».
Такие советы Еремину расстраивают еще больше: «Да с чего платить-то! Адвоката они советуют. У меня ни гроша за душой, никаких сбережений». Дальше Алла Александровна продолжает говорить про дочку, про внучек, про мужа. И добавляет: «Я не знаю, как дальше жить. Ну помогите, помогите мне».
Банковской страховки, по подсчетам пенсионерки, хватит до января.
— Мы хозяйство не ведем, машины не имеем. Каждый месяц: масло в кашку купи, хлебушка, лапшичку. Сами понимаете, всё купить надо. Вот как? Вот как это всё?