Политеховского маньяка, который держа в страхе Барнаул в 2000-х удалось задержать спустя более чем 20 лет. Все это время следователи отрабатывали разные версии и возвращались к делу.
Этот пример далеко не единственный. Кто и зачем в наше время обращается к делам из прошлого, как удается раскрывать их спустя годы и всегда ли преступники во всем сознаются?
Об этом в день 70-летия службы криминалистики NGS22.RU рассказал заместитель руководителя отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета РФ по Алтайскому краю Роман Шаповал.
Как поймали политеховского маньяка
Самой громкой криминальной историей этого года стала поимка политеховского маньяка, который оставался на свободе больше 20 лет. Оказалось, что девушек и женщин в 2000-х убивал тихий чиновник Виталий Манишин. Первым его причастность к преступлениям заподозрил Роман Шаповал.
— Еще 20 лет назад появились некие сведения о том, что может быть причастен к содеянному Манишин, но тогда это затерялось среди тысячи обращений. Мы вернулись к этому и начали копать. Понимали, что 5 абитуриенток могут быть не единственными жертвами. Стали искать другие эпизоды, изучали похожие дела, состыковали по способу, а здесь он был классический «маньяческий» — удушение. Определили группу похожих нераскрытых преступлений и вышли на убийство 17-летней девушки в Зеленой Дубраве в 1989 году. Последней ее видел наш подозреваемый.
Убийство произошло после того, как молодой человек выпивал с приятелями. Компания подошла к 17-летней девушке, стоящей на остановке в Зеленой Дубраве, она гостила у родных. Ее уговорили никуда не уезжать, а отдохнуть и повеселиться. В какой-то момент Манишин остался с новой приятельницей наедине, начал приставать, а потом набросился, чтобы изнасиловать. Девушка сопротивлялась, в итоге он задушил ее и закопал в лесу неподалеку.
— Девушка была из другой советской республики, искать ее стали не сразу, прошло много времени. Когда обнаружили тело, то мало что можно было сказать из-за разложения.
Следователи продолжили работать в этом направлении, опросили свидетелей, и в совокупности с другими доказательствами стала ясна причастность Манишина.
— Было много и других совпадений, зацепок, пазл сложился. Понимали, что он всю жизнь живет в сельской местности, ездит через леса и поля, которые хорошо знает. К тому же бывал в Политехе. Манишин был удивлен вниманием следователей, но вел себя спокойно. В первый раз его допрашивали про убийство, совершенное в Зеленой Дубраве еще в юности. Это преступление не относится к серии убийств абитуриенток Политеха.
— Он ушел в себя и попросил время подумать. Потом почти сразу начал рассказывать, сначала про Зеленую Дубраву, затем детально и про других жертв. Проверили на полиграфе, там были некоторые реакции, хотя, конечно и не столь очевидные, ведь прошло много времени, он успел успокоиться.
Удивительно, но даже спустя 20 лет политеховский маньяк подробно помнил каждое убийство и места, куда прятал тела жертв. Он показал их и признался, как именно убивал девушек и избавлялся от трупов.
— Наверное, он все это время ждал, что за ним придут, и поэтому был готов признаться. Обвиняемый в деталях помнил все, ориентировался в похожих друг на друга околках, где прятал тела. Не забыл даже, с какой стороны были деревья, когда доставал из автомобиля труп девушки.
Нашли через 30 лет по отпечатку пальца
Следователи-криминалисты Следственного комитета уделяют особое внимание преступлениям прошлых лет.
— Всегда важен свежий взгляд на старое дело. Надо понимать, что в 90-е в год регистрировали около 650 убийств, а сейчас в 5 раз меньше. Причем раньше было в разы больше преступлений с применением огнестрельного оружия, далеко не все успевали раскрывать. Мы проводим масштабную работу по преступлениям прошлых лет, плюс технологии шагнули далеко вперед, и сейчас можно провести экспертизы, которые ранее были не доступны. К тому же пополняется и база с отпечатками пальцев.
Одно из дел как раз удалось раскрыть благодаря дактилоскопии. В 1991 году житель Алтайского края познакомился с 8-летней девочкой, заболтал ее и попал домой к ребенку. Там педофил надругался над ней, а потом сбежал. Преступник оставил в квартире свои следы, но в тот момент никаких совпадений по базе не было.
Доказать причастность к преступлению удалось только через 30 лет, когда извращенец находился в колонии за убийство. Отпечатки пальцев совпали, и мужчина и во всем признался.
Не терять хватку
Роман Шаповал признается, что работа криминалистов в реальности не похожа на сериалы, в ней много рутины и важно не потерять в ней любовь к профессии.
— Чтобы хорошо разбираться в запутанных делах и сложных преступлениях, нужен неподдельный интерес. Потому что один может прочитать и ничего не увидеть, а другой — сразу найдет зацепки и по-новому взглянет на старое дело, увидит неожиданный поворот.
В этому году следователи-криминалисты расследовали 63 преступления прошлых лет различной категории, в том числе 13 уголовных дел об убийствах.
Самое старое нераскрытое дело в Алтайском крае — убийство 1952 года, когда во время свадебных гуляний в кустах нашли труп одного из гостей. Следователи уверены, что однажды раскрыть удастся и его.
— Важно не терять мотивацию и совершенствоваться. Мир быстро меняется — сегодня были одни преступления, а завтра другие, поэтому всегда нужно продолжать расти.