Александр Лопатюк руководит народным театром имени Куинджи в Новоалтайске. Он не только ставит спектакли, но и работает с актерами, шьет костюмы, а еще — лепит из гипса портреты известных личностей. Начал с советских киногероев, но доходил и до чиновников. Однажды он слепил из гипса бюст Елены Безруковой — министра культуры Алтайского края. Как она отреагировала и кто еще на очереди у мастера — читайте и смотрите в материале NGS22.RU.
Пример для самых юных
56-летний Александр Лопатюк окончил театральное училище на базе Молодежного театра Алтая. Служил актером во всех краевых театрах — от МТА до Драмы. Так прошло 15 лет. Столичный опыт тоже был — в Москве Лопатюк прошел через несколько театров, но в конце концов вернулся в родной Барнаул. Устроился в Музкомедию.
— Полтора года я там проработал, но когда власть поменялась, решил уйти. После мне предложили руководство детской театральной студией при школе. Потом — создать такую же для взрослых здесь, в Новоалтайске, — рассказывает Александр.
Это было в 2014 году. За десять лет из театра выходило много если не актеров, то любителей искусства. И это не только взрослые, но и школьники.
Воспитание подростков — тема, которая особенно волнует режиссера. Поэтому он и решился на выставку портретов советских актеров.
— Идея изначально была такая: актеры-герои. Я планировал рассказать ребятам, что многие звёзды старых фильмов прошли через Великую Отечественную войну. Но не сломались, а позже дошли до своей мечты, и их знал весь Союз. Моя мысль в том, что не стоит никогда бросать свои начинания.
Выставка открылась в 2022-м году. Экспонаты на специальных подставках, напоминающих колонны, стояли прямо на входе в театр имени Куинджи. На фоне шла видеолекция про Басова, Золотухина, Никулина, Высоцкого, Пуговкина. Каждый гипсовый портрет точно повторяет внешность и мимику великих артистов.
«Саша лепит хорошо»
— Мне еще в школе говорили, что получается мастерить из гипса. Я однажды посмотрел фильм «Человек Амфибия» Беляева и сделал небольшую фигурку. Взрослые похвалили, сказали, что у меня очень хорошо получается. И девочка какая-то сказала: «Саша лепит хорошо». Это был первый звоночек.
Через 15 лет после этого Лопатюк создал портрет кого-то из родственников — они похвалили, и это тоже забылось. А потом Александр решил попробовать еще раз.
— Я заехал в художественный магазин, купил скульптурный пластилин, включил музыку и два часа что-то лепил. Сначала мне показалось, что это девушка. Только она была такая космическая, без волос. Может быть, она смотрит куда-то на планету или в бесконечный космос, — рассуждает театральный руководитель.
Портрет незнакомки Александр придумал сам, без всяких «подглядываний» в референсы.
— Изначально я делаю слепок из пластилина, заливаю всё силиконом, чтобы все мельчайшие подробности сохранились. Делаю саркофаг из гипса сверху, чтобы зафиксировать, а потом переворачиваю и, как из банки молоко, выливаю туда, и получается точная копия.
Реакция знакомых на загадочную инопланетную красавицу была неоднозначной.
— Я прислал своим близким, а они говорят мне: «Ну и что это такое, что за фигню ты сделал?» Тогда я решил взять узнаваемый образ, чтобы было, с чем сравнить.
Космическую женщину Александр создал примерно за полтора часа. Дальше было сложнее.
— Над Этушем, например, я работал около пяти месяцев, потому что меня всё время не устраивало его выражение лица.
Жена режиссера, танцовщица и актриса Анастасия, работает в том же театре. Быть моделью она отказалась Тогда мастер выбрал первую известную личность — артиста и режиссера, легенду Алтайского края, Василия Шукшина.
— Я взял кусок пластилина для первых набросков: сделал какие-то глазницы, обозначил нос и рот. В какой-то момент мне показалось, что стал проглядывать Шукшин. Дальше подробнее: направление, зрачка, морщины, складочку над губой. Зубки — как стоматолог уже выделываешь, — рассказывает Лопатюк.
Память в гипсовых портретах
Он, как это часто бывает с творческими людьми, недоволен своей работой. Иногда боится лишний раз прикоснуться к работе, чтобы не испортить ее. Скульптура — дело тонкое, убежден мастер.
— Пока у меня не было убеждения, что это Шукшин, может быть слегка карикатурный, шаржированный, я его никому не показывал. А потом отправил снимок преподавателям из Института культуры. Сказали: что-то есть. Видна судьба, характер.
Для примера мужчина берет не фотографии любимых артистов, а стоп-кадры из фильмов, где видна эмоция главного актера. В глаза бросается Анатолий Папанов и тот самый момент, когда герой Никулина говорит ему: «У вас ус отклеился». Растерянный вид киногероя навсегда запоминают зрители любого возраста.
— Это такое ощущение сначала, что ты выиграл какую-то супер-машину или в лотерею, получил сверхспособности. А на следующий день садишься всё доделывать, в итоге портишь и засыпаешь несчастным, — терзает себя Лопатюк.
Но самое сложное — это выбрать героя для скульптуры, признается мастер.
— После Шукшина я решил, что нужна какая-то тема. И я подумал, что советские актеры — то, что нужно. Не современные артисты, которым уже кости все перемыли, а советские — которые прошли Великую Отечественную, могли сделать карьеру военных, но реализовались в кино и смешат нас до сих пор.
Судьбы легендарных артистов трогают автора скульптур до глубины души.
— Мне всегда обидно слышать, что актеры — это какие-то дурачки. А эти люди прошли через смерть и боль и, наверное, поняли, что жизнь — для радости. Они, думаю, своими ролями хотели нам это передать, — считает Александр.
Разбить Стаса Михайлова
Однако были среди творений скульптора и другие персонажи. Например, известный поп-певец и кумир многих женщин Стас Михайлов. Исполнитель хитов «Всё для тебя» и «Без тебя» в гипсе получился ничуть не хуже, чем на фото в соцсетях. Но автора результат не устроил. Александр разбил гипсового Михайлова и не пожалел.
— Это был спортивный интерес. Я так же Дмитрия Нагиева сделал. Показал себе как бы: «О, Нагиев! О, Баталов!»
А с бюстом министра культуры Алтайского края Еленой Безруковой — особая история.
— Я Елену Евгеньевну отлил в гипсе, отправил ей фото. Потом добавил на половину лица венецианскую маску, напоминающую крыло бабочки.
По словам автора скульптуры, на чиновницу это произвело сильное впечатление.
Александр настаивает — он лепит только тех, кого считает глубокой, одухотворенной личностью.
Поэтому ставить производство портретов на поток он не хочет и создавать скульптуру, например, по фотографии незнакомца — не вариант.
— Мечтаю слепить кого-нибудь живем. Но пока не могу найти, кто решиться. Это часов за пять работы у человека миллион раз поменяется выражение лица. А если восемь часов я лепить буду?
У Александра помимо скульптуры много других дел: недавно вышел в свет новый спектакль «Бременские музыканты». Публика была в восторге от сказки из детства, которую воплотили на сцене. Костюмы тоже шил сам.
— Хотелось бы, чтобы наш театр составил достойную конкуренцию барнаульским, а люди знали, что и в маленьком Новоалтайске есть куда сходить.
Читать наши новости можно и в Telegram! Чтобы не пропускать интересные материалы и всегда быть в курсе событий, присоединяйтесь к NGS22.RU по ссылке.