Свою будущую жену Дмитрий увидел во встречном трамвае, а дальше — началась 22 летняя история любви к друг другу и к общему делу. Почти четверть века они управляют трамваями, делят быт и воспитывают детей.
О своих рабочих буднях, а также о том, почему водить трамвай романтично и сложно одновременно супруги рассказали NGS22.RU
«Даже в выходные просыпаюсь в 3 утра»
— Я увидел ее во встречном трамвае, сначала просто помахал, а потом решился познакомиться и пригласил на свидание, — рассказывает Дмитрий.
Оба супруга говорят, что пришли работать водителями по любви. Мужчина еще в 1997 году устроился контролером, а уже в двухтысячном стал водителем:
— С детства люблю технику. Меня отец к ней приучал. Несколько раз пытался уйти с этой работы, но возвращался, понимал, что не могу иначе.
А вот Светлана пришла в профессию благодаря родителям:
— Они проработали в депо всю свою жизнь. Я свой выбор сделала уже в 22 года. Конечно, вставать в 3 утра было тяжело, но со временем и с этим смирилась. Даже в выходные просыпаюсь это время, организм привык.
У старшего сына водителей уже есть ребенок, а младшему сыну одиннадцать. Работа мамы с папой приучила детей к самостоятельности, поскольку они всегда пропадают по 8-12 часов, но чаще зарабатывается Светлана. Дмитрий же следит за бытом.
— Мы не заметили как пролетели 25 лет. Сидишь за управлением, видишь людей, смотришь, как изменяется наш город. Это же здорово! Мы особенно любим ночное время, такая сказка! На Красноармейском проспекте едешь — фонарики сверкают, машин нет. Мы уверены — на заводе было бы не так интересно, торчишь все время в помещении и белый свет не видишь, признается Светлана
— Просто мы романтики, — добавляет Дмитрий.
«Зрение работает на 180 градусов»
По словам супругов, молодые сотрудники проявляют интерес к профессии, но быстро уходят. Причина в сложностях графика и физической нагрузке: не все выдерживают настолько ранние подъемы, постоянное напряжение на линии, вибрации и работу в любых погодных условиях. Поэтому водителей всегда не хватает, а Светлана с Дмитрием чаще всего выходят подрабатывать и на выходных.
Сидя в кабине, водители всегда находятся в напряжении, поскольку в такой работе важен контроль за всем происходящим на дороге. В этой профессии предусмотрен льготный стаж. Так, уже через 3 года, в свои 50 лет Светлана сможет выйти на пенсию. Но переставать работать не планирует.
— Следишь за пассажирами, пешеходами, дорогой. Зрение работает на все 180 градусов. Как говорится, пока на работе находишься 8 часов, 8 часов мозги включены. И не устаешь. Как только вышел из вагона, домой пошел — расслабился.
Со стороны работа может показаться простой — несколько педалей, один рычаг и множество кнопок. Но ответственность водителя огромная, а любая ошибка может обернуться трагедией:
— Ты не просто сидишь за рулём, а постоянно наблюдаешь: кто-то бежит на переход, кто-то выскакивает на дорогу, машины подрезают, — уточняет Дмитрий.
— За время моей работы у меня было четыре аварии. Ни одной по моей вине. Машины просто попадали под вагон, — рассказывает Светлана.
Главная отговорка нарушителей: «мы вас не видели». Но причины ДТП всегда банальны: невнимательность, игнорирование зеркал и светофоров.
— Помню машина влетела в мой синий вагон и водитель как-то с растерянностью спросил: «а почему у вас вагон не красный?». Как будто цвет что-то поменял бы, — вспоминает женщина.
Некоторые ситуации и вовсе — выбивают водителей из колеи:
— Однажды пассажир не успел добежать до трамвая — его сбила машина прямо у меня на глазах. А я на остановке стояла, ждала его. Ну все, думаю, дождалась. Можно ехать.
«Люди у нас добрые»
После каждого круга по городу у водителей традиционный обход вагона, они осматривают его состояние и немного разминаются, а в свое обеденное время приводят водительскую кабину в порядок, протирают стекла и заботятся о чистоте внутри. Количество кругов зависит от маршрута, как правило, в день накатывают не больше десяти.
Перед началом рабочего дня водители собираются вместе и пьют кофе, без него на маршрут не выходят, — традиция. А уже после, расходятся по своим «коням». Чаще всего Светлана работает на третьем маршруте, а Дмитрий на девятом. И пассажиры их запоминают: приносят с дачи овощи, а кто-то и вовсе дарит цветы или несет яблоки.
— Конфетами заваливают постоянно, фруктами, шоколадками. Люди у нас добрые. Да и замуж зовут периодически. Как-то раз молодые парень с девчонкой подарили букет цветов, сказали: «Спасибо, что довезли нас». И убежали. Благо, муж к цветам не ревнует, — смеется Светлана.
В свободное время супруги предпочитают о работе не говорить, дома любят почитать новости, проводить время вместе, а летом выбираться на природу, путешествуя по России. Но признаются, что живут работой:
— У нас даже сын, когда был еще совсем маленьким, всегда интересовался: как дела на работе, как там клиенты? Мы всегда смеялись, живем же трамвайкой.