Любое путешествие начинается с идеи, за ней идут план, финансовые расчеты и реализация. Кому-то это может показаться неизведанным или скучным, кому-то проще купить тур и уехать куда надо. Корреспондент UFA1.RU, отправляясь в летний отпуск, своими силами составил сложный маршрут путешествия по Сибири. Его удалось реализовать целиком, но затраты превысили ожидания, к тому же на пути в Уфу ему пришлось ночевать на вокзале незнакомого города. Как это было — рассказ в его колонке.
Еще одна Москва
Я планировал лететь через российскую столицу, но не стал, потому что слишком дорого. Тогда составлял другие планы — уже с прямым перелетом в Красноярск или Новосибирск. Но каждый раз сталкивался с одной и той же проблемой: из Красноярска очень сложно улететь в Уфу. Можно, но дорого. В момент написания данной публикации я посмотрел цены на три недели вперед: 9, 10, 15 тысяч рублей за билет. Есть и дороже.
В итоге первой точкой путешествия был Новосибирск. Но прежде мы с моей дамой долетели до Омска, там у нас была пересадка — так вышло дешевле, чем напрямую в нужный день.
В Омске первый и последний раз я бывал 4,5 года назад — тогда он мне понравился. Однако, оказавшись в этот раз за центром города, я удивился: как это, аэропорт в жилом квартале? Я такое прежде только в Тюмени видел.
Транспорт не понравился: из аэропорта нельзя до центра доехать без пересадки. Бред вообще. Но тут автобусы хотя бы есть, не то что в Уфе — у нас не дождешься (в день прилета за 30 минут проехало два 110С и ни одного 110-го).
В районе аэропорта Омск — очень странный город. Одна часть района — сплошь торговые центры, а другая — какая-то пустота и промзоны. Непривлекательно. В итоге: Омск полезен только для комаров, чтобы людей жрать: за вечер я получил десяток укусов, еще столько же — за последующие две недели.
А еще в Омске есть метро. Ну, почти. Его так и не открыли, а местные диггеры однажды поплавали в затопленных шахтах. На такое путешествие я бы согласился.
При чём тут Москва? А при том, что потом мы полетели в Новосибирск. Еще в 2020-м мне этот город не понравился: уж слишком большой была застройка, а за прошедшие годы она только увеличилась. Да, это развитие города, нельзя всё время жить в бараках и хрущевках. Но о внешнем виде этого самого города тоже нужно думать. Не очень прикольно бездумно строить 20-этажные дома повсюду и делать гетто вроде питерского Мурино. В 2020-м мне показалось, что Новосибирск копирует Москву.
В 2024-м мнение об этом городе немного поменялось. Он напомнил мне то ли Санкт-Петербург, то ли Екатеринбург, то ли всё вместе. Как будто я в Уфе привык к застройке и стал проще на нее смотреть. Всё-таки в Новосибе есть какое-то понимание, что и где строить, какую инфраструктуру делать. В Уфе об этом не парятся, просто бездумно лепят человейники и считают это элитными домами. А простому люду-то где жить? В Шакше или Ветошниково?
Короче, пришло смирение. Город не такой плохой и вполне пригоден для жизни. В какой-то мере Новосибирск вышел даже лучше Уфы: красивые дома, центр, развитый транспорт. Городская электричка привезет тебя не в промзону на вокзале, а в самый центр. Но хочешь посмотреть лютые окраины — пожалуйста, гони в Жилмассив: «базару ноль», как говорят там.
Также нам удалось посетить Бердск и Обь. Первый — обычный провинциальный городок, ничем особым не выделяется. Жизнь разве что бешеная, не кажется, что там спокойно. Делать там нечего вообще. Есть река крупная, есть пляж, но выглядит он так себе. Непонятно, что из себя представляет. Зато водичка хорошая, но купаться я там не стал. Да и вообще нигде не стал за всю поездку — доверяю только нашему Кашкадану.
Обь же хороша наличием аэропорта под боком и тем, что до него можно дойти пешком (прежде такое проворачивал только в Чебоксарах и Сочи). Новосибирская воздушная гавань обзавелась новым зданием — его открыли в прошлом году. Раньше это был типичный региональный аэропорт, а сейчас «аэропортище». Места много, хорошая навигация, всё предельно понятно.
Да, кстати, там еще есть мини-маркет от известной сети магазинов. Цены чуть выше, чем в городе, но ниже, чем в других магазинах аэропорта. За это однозначно пять звезд из пяти.
И еще моментик. Новосибирский зоопарк — один из самых крупных в стране. Как и все государственные, он имеет спонсоров из числа крупнейших предприятий региона. Они помогают учреждению финансово, что весьма хорошо, потому что частные зоопарки имеют куда худшие условия — своих денег-то не хватает.
Новосибирский зоопарк уникален наличием огромного количества манулов: там удалось вывести полтора десятка этих кошек (всего в зоопарках России их порядка 30). Не исключено, что в будущем эти товарищи поедут в другие города страны. Встретить манула даже в зоопарке сложно — в Ижевске и Барнауле, например, эти котики прятались всё время и почти не выходили.
Чуть не забыл про метро. Тут две линии, 13 станций, к открытию уже года два готовят 14-ю, но всё никак. Обещают к концу этого года наконец ее сдать. Вещь очень удобная. К тому же это третий по загруженности метрополитен России — то есть даже казанский меньшей популярностью пользуется. Хотя туристов в татарстанской столице, мне кажется, значительно больше.
Енисей — это круто
Следующей точкой после Новосибирска стал Крысноярск (вы всё правильно прочитали), который, говорят, перехватил у Новосиба звание «столица Сибири». Он отличается от Нск отсутствием широкой застройки — все новые дома более-менее сочетаются с имеющимися.
А еще в городе много крыс. О проблеме нашествия грызунов подробно рассказывали наши коллеги из NGS24.RU. Маленькие крысноярцы не откажутся от коньячка или винишка, не прочь побегать в жилых кварталах в районе мусорных баков или вообще перебраться поближе к Енисею — я лично встретил одну такую штучку на набережной.
К слову о набережной. Она, можно сказать, прекрасна. Большая ее часть, к сожалению, расположена посреди солнца, поэтому в жаркую погоду находиться долго там не получится. В день поездки температура воздуха в городе поднялась что-то вроде до +27 градусов, в то время как Уфу заливало дождями.
Есть теневые места. Одно из них находится под мостом — тем самым, который изображен на 10-рублевой купюре. На оборотной стороне, кстати, Красноярская ГЭС, а я думал всю жизнь, что железнодорожные пути. Под мостом поставили что-то типа деревянных скамеек, там можно посидеть, полежать — красота. Ну и с Енисея задувает будь здоров. Правда, с реки очень неплохо веет холодом, особенно вечерами.
Что касается ГЭС, то до нее можно добраться двумя способами из Дивногорска (пригород Красноярска). Первый — пеший ход, но те, кто им воспользовался, говорят, что смотреть особо не на что. Второй — на катере с самого Дивногорска.
Вот здесь начинается самое интересное, потому что это реально бизнес, который существует, как мне показалось, в серую и функционирует сам по себе. Напоминает таксистов-бомбил. Не верится, что администрация города не в курсе существования группы предприимчивых граждан, которые за переводы на карту катают на катерах по Енисею (если я слишком подозрителен и не прав, напишите в комментариях, кто что знает). Стоит поездочка то ли пять, то ли 16 тысяч до ГЭС за весь катер, если там будет нужное количество пассажиров.
Что касается Крысноярска, то отдохнуть там тоже есть где. Очень много скверов, парков, один из крупных (если не самый) — на острове Татышев. По большей части это — прогулочная зона посреди леса, чем она и прекрасна. В Уфе есть «ожерелье» — вот это почти то же самое, только в больших масштабах. Площадь острова — семь квадратных километров, что сравнимо с центром башкирской столицы.
В том же Татышеве при должной хитрости можно отыскать сусликов и даже их покормить. Корм продается в любой палатке с едой. В одном стаканчике набросаны семечки, зёрна, крупа, вот всякое такое. Это сусликам очень вкусно и полезно, а вот хлебом их кормить нельзя. Да и вообще любых животных. К сожалению, очень многие этого не понимают и травят животных. Они едят, потому что запрещенка всегда вкусная, но не догадываются, что за ней последует.
При этом суслики те еще проказники. Говорят, могут и укусить. Грызуны эти являются переносчиками всяких зараз, которая может свалить и человека. Поэтому при укусах следует обращаться к врачу незамедлительно, а не ждать, когда «всё само пройдет». Ну а мы на кормежку сусликов потратили почти час: они, бывает, поедят, а потом прячутся в норы. А ты идешь и ищешь другого, кто хочет поесть.
Короче, Татышев — очень крутое место. Там есть водоемы, но в них купаться нельзя, однако не всех это останавливает. На острове, конечно же, сделали много зон отдыха — и всё это намного лучше, чем то, что есть в Уфе. У нас в плане отдыха на Татышев похож Кашкадан. Но там спрятаться от солнца почти негде, а вот на Татышеве — полно мест.
И еще пара моментов о Красноярске. Метро — оно там давным-давно планировалось, вроде даже что-то строили, но как всегда переносили. В итоге вместо привычного метро с поездами будет с трамваями. Более бюджетный вариант, видимо. Ну хоть что-то, знаете ли.
Второй момент — это деревья. В Красноярске они на каждом шагу. Очень много зеленых улиц. Смотришь — и прямо глаз радуется. А вообще, мы шли и шутили в духе «не показывайте это мэру Уфы» или «в Уфе бы их срубили». Наш город становится бетонными джунглями, а Красноярск пока держится. Не зря он один из самых благоустроенных городов России.
Раньше я думал о переезде в Краснодар. Теперь думаю о Красноярске. Хотя «режим черного неба» как бы подсказывает, что не стоит.
Два Алтая
В России есть парочка регионов, которые имеют в названии «Алтай». Это край и республика. Почему так вышло — есть простой ответ. Бюрократия. В советское время регионы делили не совсем понятным образом, поэтому и произошло вот это. Вдаваться в подробности не буду, они давно раскрыты в интернете.
Первой точкой здесь был Горно-Алтайск, куда мы на старом и шумном Як-42Д прилетели из Красноярска. Раньше эти самолеты были на балансе ижевской авиакомпании, а потом она обзавелась «Боингами» и некоторые «Яки» постепенно списали, а точнее, отдали в Красноярск.
Так вот. В Горно-Алтайске делать нечего совершенно. Это город «на один день» буквально. Ну на два: чтобы в местные горы сходить (они небольшие) и сам город посмотреть. Есть несколько парков, причем довольно неплохих. Красиво смотрятся закаты на фоне гор. В общем-то, это всё, что можно сказать про столицу Республики Алтай.
Поэтому на второй день пребывания я уехал подальше. Куда поехать — вариантов тоже было несколько. Рассматривал популярные Манжерок и Чемал. Везде есть горы, река Катунь с водой бирюзового цвета и просто красивая природа. В Чемале есть мост между горами над рекой — выглядит очень красиво и эпично, но людей летом там очень много. К тому же ведет переправа на остров, где стоит церковь — и вот ее служители очень не рады туристам (в объявлении на мосту они говорят, что это святое место, а не достопримечательность, и фоткать нельзя).
А потом нашел на карте еще вариант — поселок Усть-Сема. Там есть два моста через реку Катунь (да, ту самую, с красивой водой), красивые виды, горы и водопад где-то неподалеку. Точнее, в планах водопада не было — он появился, только когда я уже приехал и глянул на карту.
Сначала от автобусной остановки дошел до Катуньских порогов — мелководного и каменистого участка на реке. Не могу даже описать вам, какая там была красота. Это было немного похоже на Инзер какой-нибудь, только в больших масштабах. Ну и само осознание, что ты на Алтае, сильнее скрасило то, что и так видишь.
Накануне поездки прогноз погоды показывал, что будет +13 градусов (в Горно-Алтайске было почти +30), но день в день выяснилось, что всё поменялось и теперь там +24. По факту где-то так и было, чуть жарче местами, но солнце закрывалось тучами и облаками (дождь так и не пошел, хотя обещали).
Стоя на берегу Катуни и посматривая на быстрое ее течение, не смог удержаться — и зашел в воду почти по колено. Холодная. Но такая приятная в жару. В какой-то момент я просто встал и смотрел на всё вокруг. Это была даже не середина путешествия — а впечатлений на всю жизнь.
Что касается водопада, то к нему нужно было пройти через другой мост, расположенный на знаменитом Чуйском тракте. Эта трасса протяженностью около тысячи километров известна с очень давних времен и ведет до самой границы с Монголией. Туда я не поехал, потому что, во-первых, уйдет много времени. Во-вторых, это приграничная зона, там нужны разрешения на посещение. Возиться с этим не хотелось.
Дорога до водопада проходила через лес. Во всяком случае, так рисовала карта. Я прошел там совсем немного и вскоре понял, что не получится. Тропа есть, но повсюду кусты и комары. А еще клещи. Тут везде объявления, что они присутствуют. Какой-то защиты от этого всего у меня не было, поэтому решил развернуться обратно.
Дальше я тащился по Чуйскому тракту до соседнего поселка — Барангол. Там узнал, что за 600 рублей тебя на лодке могут докинуть до водопада, а потом еще и обратно доставить. Услуги предоставляла база отдыха, всё более-менее официально, прозрачно и понятно, а не как в Дивногорске.
До водопада нужно пройти еще по лесу, где была тропа, проделанная тысячами людей. Потеряться на ней сложно. У самого спуска воды стояла большая очередь, как на Кургазаке. Здесь тоже ее набирают себе в бутылки и пьют (говорят, что не опасная и все дела, но экспертизы никто не проводил, поэтому не советую).
Поскольку погодка была жаркой, я пробрался ближе, чтобы окунуться. Обувь сбросил где-то по дороге, оставил у скалы в сухом месте, дальше босыми ногами шел по воде. Она была ледяной. Если долго стоять, пальцы начинают тебе намекать, что пора бы куда-то в более теплое место перебраться. Но это того стоило, несомненно.
А дальше нужно было выбираться обратно в город. Поскольку на поездку к водопаду потратил много времени, то, по всей видимости, не успел на обратный автобус. Мне, вроде бы, повезло — следующий ожидался минут через 30-40, но и он не приехал. Тогда пошел пешком до следующего поселения и уже готовился ловить попутки, но не терял надежды — оглядывался, вдруг увижу автобус. И правда увидел: я тормознул его посреди дороги, запрыгнул и помчал в город. Повезло.
В Алтайском крае мы тоже побывали. Сначала в Бийске — старом купеческом городе, который, как говорят, был основан по приказу Петра I. Отмечу несколько интересных моментов.
Центр города там абсолютно пустой. Почти никто по нему не ходит, потому что все старые здания либо разрушены, либо просто никем не заняты. Есть много интересных зданий, но выглядят они весьма плохо: это, в частности, пассажи, где происходила торговля в былые времена. Массивные и величественные здания сейчас разрушены, восстановить их — очень дорого, денег нет. Снести нельзя — объект культурного наследия.
В городе в дни нашей поездки было много мусора в баках. Его просто не вывозили по какой-то причине.
На второй день нашего пребывания в этом прекрасном городе пошел дождь. Начался он еще ночью, продолжался утром и залил все улицы в нашем квартале: улицы Ломоносова, Матросова и вот это всё (чтоб местным было понятно). Если возле нашего дома дорога к вечеру высохла, то в ряде мест вообще нет. Затопило очень сильно, пройти было невозможно.
Запомнились и трамваи. У них состояние примерно такое же, как у уфимских, выпущены они были в те же годы или раньше на 10 лет. Несмотря на это, мы пользовались только ими для передвижения по городу, так как жили весьма далеко от центра, а дорога ведет такая, что задумываешься о том, куда приехал.
Те же мысли в духе «куда я вообще попал» посещают, когда видишь привокзальную площадь. Это какой-то ужас: полно каких-то маргиналов, бомбил, везде парковка и убитые дороги. Всё так неухоженно и некрасиво. Зато вокзал, конечно, выглядит прекрасно: он новый, его открыли в 2009 году, хотя кажется, что совсем недавно.
А еще в Бийске очень темно ночами, не хватает уличного освещения. Самым светлым местом в городе оказался фитнес-клуб.
Столица края Барнаул, конечно, выглядела шикарно. Высокие дома так и виднелись, жизнь вокруг кипела, количество бульваров зашкаливало. Но вся эта прекрасная картинка разбилась, когда мы стали гулять по городу, потому что в целом делать в нем нечего.
Можно прогуляться по центру денёк (найти его оказалось не так просто, кстати), заглянуть на местный Арбат, посетить набережную и зоопарк (очень хороший для такого небольшого города). Да и всё, больше тут ничего интересного нет.
Набережная просторная, она подходит чисто для прогулки, какого-то умиротворения вечерами. Местные говорят, что после девяти вечера с нее сложно куда-то уехать, а зимой так вообще «еще хуже».
Мне показалось, что в Бийске куда интереснее, чем в Барнауле.
И еще моментик: в Барнауле вывели новый трамвай. Там завод взял и сделал опытную модель. Ну то есть вы поняли, да, город с 600-тысячным населением опять опережает Уфу в развитии электротранспорта (ранее это сделал, например, Ижевск, получив совершенно новые трамваи).
Проснуться в Тобольске
После Барнаула мы доехали до Новосибирска (да, опять), а оттуда на самолете долетели до Тобольска и потом должны были отправиться в Уфу. Это пересадочный рейс, потому что прямых из Толмачёво на нужную дату не было, либо они оказались дорогими.
Если правильно помню, то речь шла примерно о 20 тысячах рублей за одного. Этот перелет на двоих обошелся в столько же (оно того стоило, несмотря на то, что ждало нас впереди).
В Тобольск самолет прилетел в восемь вечера, на улице было уже темно и заливал дождь. При этом жаркая Сибирь сменилась очень холодной, хотя у Новосиба и Тобольска один и тот же континентальный климат. В момент вылета температура воздуха была +24…+25 градусов, а по прилете — уже +13. Разница была очень ощутимой.
Мы уже представляли, как будем вызывать такси за тысячу рублей. Вообще, это проблема всех крупных городов, в том числе Уфы, Красноярска (очень далеко от города) и Новосибирска (но там можно дойти пешком), что такси до аэропорта стоит очень дорого. В Тобольске живет в 10 раз меньше людей, чем в Уфе, но ценник на частную перевозку выше существенно.
Возможно, дело в особенностях местности: лес, пустота, болота и медведи. Обычный день в Сибири. Короче, нам повезло, нашелся автобус, стоял прямо у терминала. Никаких быстрых стоянок, никаких путешествий за тридевять земель, как в Домодедово или Внуково. Всё рядышком.
В Тобольске возникла проблема. Мы приехали туда всего на 12 часов, поэтому решили не брать в аренду жилье заранее. Прогноз погоды я посмотрел слишком поздно. Проверь я его сразу, у меня был бы шанс найти жилье в гостинице или где-то еще, но день в день не было вообще ничего. Я обзвонил четыре заведения и еще два мы посетили лично — мест не было почти нигде.
Только одна гостиница предлагала номер за 18 тысяч. И это за три-то звезды.
Поэтому по совету водителя автобуса мы раскинулись на автовокзале Тобольска. Нам предстояло провести там всю ночь. К счастью, вокзал работал круглосуточно, потому что автобусы шли потоком: до Омска, Тюмени, Кургана, других городов. Надо вообще сказать, что Тобольск — это единственный город на ближайшие 200-300 километров.
Прогулка по вечернему городу особого удовольствия не доставила: очень темно, не хватает уличного освещения. Местами столбы стоят, но не горят. Зачем они тогда нужны? А учитывая, что улицы заливал дождь, было много луж, которые в темноте не особо видно.
Слабо представлялось это — переночевать на вокзале. Хотя мне и в аэропорту однажды приходилось ночевать, и на бульваре в Нефтекамске из-за отмененного автобуса, так что более-менее понимание приходило. Как пережить это — вариантов два. Либо найти занятие, например, смотреть фильмы или просто «серфить» в интернете, либо спать.
Насчет заряда аккумулятора беспокоиться не приходилось: рядом были розетки. К тому же портативная батарея была полностью заряжена. А вот насчет места для ночлега пришлось подумать.
Когда только зашли в здание, то увидели что-то вроде детского уголка, где лежали маты. У меня даже была мысль там устроиться, но показалось, что это будет наглостью. Поэтому расположились на железных сиденьях. Спать на них сидя было не очень удобно.
Во-первых, быстро устаешь сидеть на железяке, во-вторых, хочется всё-таки как-то повернуться. А в-третьих, если проснешься, то не заснешь снова сразу, придется привыкать заново. Думал о том, чтобы лечь, тем более что некоторые так и сделали — просто легли на этих сиденьях. Так было лучше, но ободки давили, с этим свыкаешься спустя минут пять. А дождь за окном только усиливался.
Было блаженством заснуть лёжа. После столь утомительного дня только сна и хотелось. Но я проспал буквально час или полтора, потом всё же и так устаешь, плюс прибавилось людей, стало шумно. Да и вообще — холодно. В здании был автомат с кофе — взял себе стаканчик 0,33, выпил и согрелся. Дальше снова спать. И так перерывами.
Проснувшись в пять утра, снова выпил кофе. Я был бодр и, несмотря на короткий сон, спать не хотел (горячего выпил, чтобы согреться). Собрался и отправился изучать город. Меня интересовал Кремль. На автобусе (а они, кстати, весьма новые) доехал до центра, посмотрел на интересующий объект издали. В шесть утра там уже вовсю шла подготовка к марафону, поэтому проход был закрыт.
Но это не помешало мне взять под кадр несколько безумно красивых видов. Пожалуй, только ради них и стоило пролежать ночь на автовокзале. Теперь я ни о чём не жалел. Какой-никакой опыт.
Тобольск в целом произвёл приятные впечатления, за исключением дождя и темноты. Город кажется развитым, широким, не зря он когда-то был столицей Сибирской губернии. Так посмотришь, складывается впечатление, что он и сейчас главный город региона.
При этом он является вторым по населению, как у нас Стерлитамак. Но в целом Тобольск и Стерлик — два разных мира. Последний тоже хороший, но не настолько.
Обычно после поездки я привожу расходы, но в этот раз, пожалуй, не буду. Скажу так: авиабилеты сильно подорожали, это очень заметно, если сравнивать траты на другие поездки. Перелеты составили значительную часть расходов — они почти в три раза превысили стоимость всего жилья, которое мы снимали. Путевку в духе «всё включено» на двоих в Турцию местами предлагают дешевле, чем стоимость всего моего путешествия.
Но тут стоит отметить, что билеты брались не за два-три месяца, а за две с половиной недели, плюс в расходы на перелеты включена опция «выбор места». Многие авиакомпании набивают стоимость заказа различными услугами, не совсем обязательными для пассажира. Хотя их можно понять.