Жительнице Барнаула Ксении Решетниковой 32 года, она мама двоих детей и настоящая мастерица: вот уже шесть лет создает уникальные ватные игрушки ручной работы. Сначала лепит, а после кропотливо разрисовывает тонкими кистями и акрилом.
О том, как появилась любовь к творчеству, почему люди ностальгируют по советским временам и как вата оживает в руках, она рассказала NGS22.RU.
Захотелось волшебства
Шесть лет назад, в преддверии Нового года, Ксении захотелось нарядить елку не так, как прежде, с обычными пластмассовыми шариками, а сделать ее сказочной, как из «Щелкунчика». Когда она начала искать в интернете как реализовать эту идею, на глаза попались ватные игрушки:
— Я тогда долго смотрела на фотографии и не могла понять, из чего сделаны эти поделки. Полночи, в общем, сидела, разбиралась. Информации было мало, но по крупицам из каких-то статей удалось ее собрать. Наутро побежала за ватой и начала делать свою первую игрушку. И вот так меня затянуло сильно.
В тот Новый год, по словам Ксении, елка не получилась такой сказочной, как планировалось — игрушки были корявенькие, но грело душу не это:
— Тогда я сделала себе, наверное, главный подарок — получила любимое хобби и впоследствии дело, которым зарабатываю.
Долепливая своего первого Арлекина, Ксения не могла и подумать, что свяжет жизнь с ватным делом. Хотя с детства любила рукодельничать, а пример брала со старших:
— Творческая жилка досталась мне по наследству от прабабушек. Они тоже рисовали и вязали. Это у нас в крови. Всё, что можно сделать руками, я могу.
В детстве на елке мастерицы ватных игрушек не было. Но теплые воспоминания об этих изделиях сохранились благодаря бабушке:
— У нее я была под Новый год всего лишь раз, но та елка отпечаталась у меня в сознании. У бабушки был обычный деревянный домик, всё такое простое. Помню, мне лет 5–6 было, лежу в большом одеяле на перине, в этих всех пуховых подушках, и передо мной — огромная елка, высотой под потолок. А среди игрушек — красивые ватные. Тогда я, правда, не понимала этого, но когда начала заниматься этим, то вспомнила ту елку. Всё в нашей жизни не просто так.
Правда, воплотить мечту с елкой как из «Щелкунчика» не удалось и спустя 6 лет: слишком быстро стали приходить крупные заказы:
— Я сапожник без сапог, не успела на свою елку что-то сделать. Когда клиент приходит и просит какую-то игрушку, я всегда делаю образец и он, конечно, остается у меня. Вот из этого сейчас и состоит моя елка. И каждый год перед глазами то, как может выглядеть елка дома, если я до нее доберусь. Но сейчас всё время уходит на работу.
«Цена доходит и до 15 тысяч»
Ксения училась всему сама. Она рисовала много и каждый день. Но и этого хватило для создания ватных шедевров, которыми восхищаются люди со всей страны.
— Когда расписываешь, игрушка оживает в руках. Особенно интересно заниматься мордочкой: персонаж прям вырисовывается. Это очень захватывает.
Спустя полгода, ближе к лету, мастерица решила показать свое творчество в интернете, тогда появились и первые заказы: готовые игрушки купили буквально за пару дней. В тот же год пришел первый корпоративный заказ. Тогда муж нашей героини, Максим, с которым она уже 11 лет, понял: всё и вправду всерьез.
— Сначала он помогал что-то доставить, что-то перенести, с кем-то договориться. А сейчас доходит до того, что сидит со мной, расписывает игрушки. Старается во всем помочь, чтобы облегчить мой труд.
За осень — зиму она продает более 1100 игрушек, которые расписывает вручную. Недавно и вовсе наняла помощницу, которая создает заготовки — обвязывает каркасы ватой и нитками. На одну игрушку обычно уходит примерно полдня, вместе с росписью, поэтому во время сезона Ксения особенно увлечена работой и из своей домашней мастерской почти не выходит.
Как уточняет героиня, цена такого изделия — от 3,5 тысячи до 7–8, но есть и заказы, которые могут стоить дороже.
— Чаще люди хотят что-то особенное, индивидуальное, добавляют свои элементы, тогда цена доходит и до 15 тысяч рублей. На самом деле, стоимость скромная, у мастеров бывает и дороже.
Сейчас игрушки живут почти на каждом континенте мира: заказы приходят из разных уголков.
«Ощущаю себя Карлсоном»
Когда кипит работа, признается Ксения, домочадцы живут в вате. Даже несмотря на то, что у нее есть своя домашняя мастерская, лоскутки разносятся по всему дому, липнут к детям, но все уже относятся к этому спокойно.
— Сейчас моя домашняя мастерская находится у нас на мансарде, а я ощущаю себя Карлсоном, когда работаю на крыше.
Ксения признается, что сделать игрушку довольно просто. Для ее создания нужна медная или алюминиевая проволока, которая скручивается в человечка, а после этот каркас обматывается ватой и нитками:
— Так вырисовывается форма человечка или зверя, которого хочется сделать. После чего всё это еще раз обклеиваем ватой, но уже с клейстером — водой, заваренной с крахмалом. Вроде клей, но безопасный. Плюс он натуральный, можно в нем извазюкаться. И вата натуральная. Так и сидишь, никакого вреда для здоровья, ничего, облепливаешь эту заготовочку.
Мастер смеется: люди чаще всего не знают, что такое клейстер, и просят отправить им хотя бы баночку.
После того, как игрушка окончательно затвердеет, начинается самое интересное — ручная роспись. На нее уходит больше всего времени, потому что для этого используются разные техники.
— Я расписываю акрилом, потому что он водостойкий. То есть как краска высохнет, она уже не будет пропускать влагу, а для ватной игрушки это важно. Кто-то пользуется и натуральными красителями — свеклой, кофе. Очень классные эффекты получаются.
Это кропотливая работа, которая требует сосредоточенности. За шесть лет, уточняет Ксения, сильно упало зрение, теперь приходится трудиться в очках. Но даже несмотря на это наша героиня продолжает радовать заказчиков.
«Ватная игрушка объединяет»
Авторских техник у Ксении нет, ватную игрушку она считает народным творчеством, которое существует уже сотню лет. Каждый мастер вносит в это дело свою лепту и щедро делится с людьми своими навыками через мастер-классы.
Сама же мастерица пишет книги о том, как воссоздать в вате игрушки по мотивам советских новогодних открыток, собирает боксы с Дедом Морозом и Снегурочкой для семейного творчества и с особым трепетом относится к своей работе, называет ее делом жизни.
— Когда я только начинала, у меня был слоган: «Создавай воспоминания своими руками». Для меня в этом всём очень глубокий смысл. Дети смотрят на нашу елку сейчас, разглядывая игрушки, а когда-нибудь они достанут их уже совсем взрослыми и окунутся в теплую ностальгию. К тому же мое дело дарит возможность людям обрести эту традицию. Ватная игрушка объединяет, ведь даже небольшая коллекция будет беречься и подарит общие воспоминания.