![«Полное смирение и готовность делать все, что тебе говорят». Как маркетолог из Барнаула был трудником в монастыре «Полное смирение и готовность делать все, что тебе говорят». Как маркетолог из Барнаула был трудником в монастыре | Источник: Из личного архива Матвея Дорофеева](https://n1s1.hsmedia.ru/d2/6f/cc/d26fcc965bc89e8321777ed91fd79374/656x475_1_7367bdc8948d89326a42ca827c3ccbea@806x583_0x4ws3VMCc_4748607786303625101.jpg.webp)
Пресная еда, ночная служба, тяжелый труд и послушание: работа в монастыре — это далеко не отдых но такой опыт запоминается на всю жизнь. Путешественник из Барнаула Матвей Дорофеев успел побывать трудником в разных уголках России и рассказал NGS22.RU, почему решился на этот шаг и с какими сложностями столкнулся.
В чужой монастырь
Барнаулец Матвей Дорофеев работает маркетологом в медицинской сфере. «Удаленка» стала для него не только удобным форматом, но и возможностью расширить свои горизонты. Ему 34 года, родился в Научном городке, пригороде Барнаула.
В последний раз Матвей был трудником, отправившись в табынский скит под Орском. Путешественник отмечает, что условия проживания в каждом монастыре разные.
— Просто приехать в монастырь и отдохнуть, поснимать контент, потусить — не получится.Ты становишься участником монастырской жизни, она отличается от сельского туризма. Опять же, монастыри все разные. Есть с жестким уставом и с жесткими правилами, а есть более лояльные. Когда ездил в табынский скит под Орском, — храм находился орскооренбургской степи, это заброшенная деревушка из десяти домов.
При этом барнаулец добавляет, что трудников не ждет какой-то изнуряющий труд. Послушание дается по силам и умениям, а любую ситуацию можно обсудить с духовником.
— Ты как как трудник, тебе ничего такого жесткого не дают. При этом ты можешь выбирать работу — разгрузки мешков с цементом или картошку чистить. Никто тебе не скажет ничего и не осудит. Однако эта избирательность выключает те самые смыслы, с которыми стоит ехать трудником монастырь. Сложно войти в этот режим и смириться, просто согласиться со всем, что происходит и начать делать. Важно понимать, для чего тебе это.
«Нужно сразу убрать эго на задний план»
![Источник: Из личного архива Матвея Дорофеева](https://n1s1.hsmedia.ru/ee/66/b0/ee66b02de19f150b1d8c7114d55bb410/656x369_1_f09fcf6effacf80fac51e9aaf2ee7845@1280x720_0xlChtJZIm_1122905257995420633.jpg.webp)
Если вы хотите подготовиться к будущим послушаниям в монастыре, то нужно учесть расписание трудника. По словам путешественника, подъем достаточно поздний.
— Подъем в 9 утра и сразу завтрак, во время которого читается духовная литература.Все это происходит достаточно быстро без всяких наслаждений и разговоров, потом распределяют работу — от стройки до пошива одежды. Плюс там есть гаражи и склады, где лежат вещи, которые нужно перетаскивать. Женская работа — мыть, собирать коробки, покрывать лаком различные поверхности в мастерской. В обед — молитва перед едой. Полчаса отдых и опять работать до семи вечера. В восемь ужин — пообщались, посидели, отдохнули и с восьми часов до десяти, а у тебя свободное время, а с десяти до двенадцати начинается молитвенное правило. В районе двенадцати до двух ночи начинается служба — ночная литургия.В два часа ночи ты возвращаешься в келью и падаешь спать, и потом утром просыпаешься и все по новой.
Самое тяжелое в работе трудника- это режим и послушание.
— Трудничество не станет каким-то модным туристическим направлением в формате монастыринга, потому что у тебя ключевая история — послушание, нужно сразу убрать свое эго на задний план. Полное смирение и готовность делать все, что тебе говорят. Едешь туда именно для этого — у тебя есть духовник, а ты как монах находишься на послушании. Встаешь в девять, молишься, ешь, работаешь, потом опять ешь, работаешь, потом у тебя молитва и сон, так каждый день.
Еще одним тяжелым фактором для любого обычного человека, решившего отправиться в монастырь станет еда.
— Я получаю большое удовольствие от еды, что очень плохо и неправильно, и естественно, в монастыре с этим всегда идет борьба, потому что это чревоугодие или гортанобесие. В монастыре с едой не церемонятся, то есть, это всегда такая достаточно пресная, безмясная, очень простая пища.Например, пресные котлетки из рыбы и просто отварная картошка. Если сегодня это приготовили и не съели, то завтра снова это будет, если завтра не съели — будет послезавтра.
В женской келье еще сложнее, там трудников почти не было — рыба только праздникам.
— У них были только овощи. Представьте, еще физический труд накладывается, ты переходишь на новый абсолютный режим и находишься в послушании. Морально сложно — ты делаешь то, что тебе говорят, ограничиваешь себя в привычных удовольствий.
В поисках смысла
![Источник: Из личного архива Матвея Дорофеева](https://n1s1.hsmedia.ru/bf/cc/97/bfcc973af0acd509fc664511269c858d/400x700_1_11e579d4edf808283bd2e2317d77af50@616x1080_0xnRdsrYke_7292673346687867810.jpg.webp)
Причины, по которым люди едут работать в монастырь, у всех разные. Кого-то ведет духовный поиск, а кто-то ищет ответы на сложные жизненные вопросы.
— Несколько дней страдаешь, а потом понимаешь, как сильно зависим, насколько серьезный дискомфорт это доставляет, понимаешь, что тобой управляют определенные страсти. Понимаешь, что нужно просто радоваться всему — птичка на улице поет, солнышко светит, снежок идет. Очевидно, что в жизни нам нужно для существования работа и деньги, вкусная еда. В этой суете все замыливается и не замечается, как в один момент, деньги становятся не средством, а целью и смыслом жизни. Ты начинаешь не замечать, как, например, курочка из KFC, кино, компьютерные игры становятся тем, что действительно дает тебе радость, а не смех детей и улыбка любимого человека. Когда ты осознаешь это — становится страшно. Трудничество позволяет обратить на это внимание.
Путешественник советует побывать:
Монастырь в Дивеево — небольшой населенный пункт в Нижегородской области. Также в число лучших входит Троице-Сергиева Лавра — крупнейший мужской ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви, расположенный в Сергиевом Посаде. Замыкает тройку — монастырь на Ганиной яме в Екатеринбурге. Место, где находились останки царской семьи.Также Новый Афон, Абхазия — территории с богатой историей, здесь много достопримечательностей: комплекс монастырей и грот Симона Кананита, Новоафонская пещера. Монастырь в алтайском селе Сорочий Лог — Иоанно-Предтеченский женский скит, где течет святой источник.