Министр культуры Алтайского края Елена Безрукова — творческий человек. Она со школы пишет стихи, играет на гитаре, а еще, в отличие от многих других коллег, активно ведет соцсети, отвечая на комментарии жителей региона.
Мало кто знает, что карьера будущего чиновника началась с работы адвокатом. В интервью NGS22.RU Елена Евгеньевна рассказала, как она попала на госслужбу, почему считает себя поэтом, а не поэтессой и какой видит культуру Алтайского края настоящего и будущего.
Из адвокатуры — в культуру
— Елена Евгеньевна, вы получили юридическое и психологическое образование, работали адвокатом. Как вы оказались в сфере культуры?
— Она всегда была мне близка, но, будучи адвокатом, пересекалась с ней нечасто. Я вела уголовные дела, общалась с представителями органов внутренних дел, с подзащитными в следственном изоляторе. Также выступала в суде, защищала людей, которые совершали в том числе тяжкие преступления. Немало было и гражданских дел.
В числе организаций, юридическим сопровождением которых занималась, было несколько учреждений культуры, так и произошло соприкосновение с этой сферой. Также участвовала в процессе, касающемся объекта культурного наследия, где был спор по собственности. Он завершился успешно.
В 2006 году меня пригласили в комитет по культуре, тогда он так назывался, как юрисконсульта. Для меня это был достаточно сложный выбор, но я его сделала и не пожалела.
В 2009 году Елена Безрукова назначена заместителем начальника управления, начальником отдела библиотек, искусств и народного творчества, с 2010 года — исполняла обязанности начальника управления. В ноябре 2012 года назначена начальником управления. В 2018 году назначена министром культуры Алтайского края.
— А стремились ли вы к тому, чтобы занять пост министра культуры?
— Никогда не мечтала стать чиновником. Более того, мне кажется, что ни один адекватный человек не хочет такую должность. Причина — в ответственности, ведь по большому счету это отказ от многого в пользу своей службы.
— Почему же тогда согласились?
— Мне всегда казалось, а теперь я в этом убеждена, что полезней и благородней сферы культуры мало что существует. Влияние на людей через искусство порой дает более благородные плоды, чем попытка решить какие-то проблемы юридическим путем. Конечно, результаты часто нельзя потрогать руками, но я вижу, что жизни тех, кто наполняет свои будни культурой, становятся более осмысленными.
— Многие знают, что вы пишите стихи. Поэтическое восприятие мира помогает вам в работе или, наоборот, осложняет ее?
— Отвечу вам через сравнение. Любовь в человеческой жизни — это сила или уязвимость? И то, и другое, ответили бы мы. В какие-то минуты больше одно, а в какие-то минуты — другое. Но, безусловно, это дополнительный ресурс, который окрыляет, дает силу и открывает другие горизонты восприятия. Но, конечно, это и повышенная чувствительность, которая может обернуться болью. Так и с поэзией.
— А насколько к ней близка юриспруденция?
— Суть юриспруденции — в упорядочивании человеческих отношений за счет правил, которые делают жизнь более комфортной и безопасной. Ну а поэзия — это, в принципе, сфера работы человеческой души. Вот и получается, что я затрагиваю разные аспекты жизни, не противоречащие друг другу.
— Вы считаете себя поэтом или поэтессой?
— Честно говоря, я не воспринимаю феминитивы. Есть профессии, которые имеют мужское произношение, хотя в них работает огромное количество женщин, не вижу в этом ничего плохого. Слово «поэтесса» у меня формирует какой-то странный образ дамочки в кружавчиках, который с моим характером точно мало сочетается.
— Как часто пишете в последнее время?
— Всё зависит от вдохновения, которое предугадать невозможно. Я не ставлю себе задачу специально садиться и что-то придумывать. Делаю это с разной периодичностью, могу не писать по несколько лет. Поэзия для меня — способ организации внутренней жизни, и если это не согласуется с какими-то импульсами, то я не вижу смысла начинать.
«Да ладно, это вы такое делаете?»
— Чем культура Алтайского края выделяется на фоне культуры других регионов?
— Почти 90% учреждений культуры Алтайского края находятся в сельской местности, это наша отличительная особенность.
Еще одна изюминка региона в том, что у нас есть уникальная сеть мемориальных музеев. Не зря многие знают наших земляков Василия Шукшина, Валерия Золотухина, Германа Титова, Михаила Калашникова, Михаила Евдокимова и других. Если бы не было системной работы, учреждений, то далеко не все бы жители страны о них помнили.
Конечно, у нас, как и у всех регионов, есть топовые мероприятия, на которые приезжают люди со всей России. Во главе угла стоит Шушкинский фестиваль, который проводится 48 лет.
— Его никогда не хотели отменить? Есть мнение, что некоторым жителям региона он надоел.
— Да, кто-то из местных может сказать, что там каждый год одно и то же, но уверяю вас, что нет! Всякий раз проделываем большую работу, и тот восторг, который испытывают гости всякий раз, приезжая на фестиваль, укрепляет нашу веру в том, что это такая неотменяемая тема. Не мы ее придумали, не нам ее закрывать.
Для того чтобы это была живая история, мы постоянно придумываем новые составляющие. В этом году проводили театральный фестиваль по произведениям Шукшина «Здравствуйте, люди!» и отбирали спектакли в нашу афишу из сорока заявок. Представляете, какое внимание!
У театров из разных регионов есть интерес к произведениям Шукшина, не зависящий от нас. Это тот автор, который остается современным, потому что поднимал темы, которые не утратили своей актуальности.
Возвращаясь к вопросу об особенностях нашей культуры, не могу не отметить издательскую политику. На какую бы книжную ярмарку или книжный фестиваль мы бы не приезжали со своими издательскими проектами, слышим много хороших слов. Наша работа производит на людей, в том числе профессионалов в своей сфере, сильное впечатление. Многие говорят: «Да ладно, это вы такое делаете?»
У других регионов нет планирования издательской работы в формате издательского совета и такой системы распространения.
К тому же у нас в крае порядка двадцати литературных чтений. В этом смысле можно сказать, что наш регион литературоцентричный, так исторически сложилось.
— Мы затронули тему того, что много жителей края живет в селах, где под культурой чаще всего подразумевают народную. Как вы к ней относитесь?
— Знаете, народная культура будет едва ли не важнее, чем искусство, которое не имеет национальных корней. Ее изучению посвящено огромное количество научных работ и думать, что она проста, — заблуждение.
Недавно у нас прошел II этап Всероссийского фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей национальных народных инструментов имени Н. Н. Калинина. Окончившие консерваторию профессионалы играли на балалайках, домрах, гуслях и других инструментах произведения с корнями, которые как раз взяты у народа.
Когда теряется национальная идентичность, то человек как носитель культурного кода растворяется, он не имеет никаких отличий. Поэтому, если за что-то надо держаться, то именно за это. Помню цитату, которую когда-то услышала от Нины Усатовой, народной артистки и нашей землячки. Мама и бабушка говорили ей: «Поливай свои корни». Они и дают ту самую самобытность.
Конечно, не все молодые люди близки к народной культуре, но ведь каждый подросток в период взросления во главу угла ставит индивидуальность. А ведь народная культура — это и есть та самая индивидуальность.
— На ваш взгляд, в целом в Алтайском крае много людей, интересующихся сферой культуры?
— Здесь нет точного ответа, но, если посмотреть на цифры, которые формируются из посетителей наших мероприятий и учреждений, то они растут.
Вообще в целом в России театры посещает не более 10% населения. Однако рискну предположить, что эти люди в большей степени влияют на мир и судьбы других людей. Радиус распространения их энергии очень высок.
«Нет никакой жесткой руки»
— Сколько зарабатывают представители сферы культуры в Алтайском крае?
— Это болезненная тема, и нет смысла этого отрицать. У нас не самый богатый регион, но, несмотря на это, динамика заработной платы выглядит неплохо. За 9 месяцев 2024 года зарплата работников учреждений культуры в среднем составляет 42,5 тысячи. Это выше аналогичного периода прошлого года на 17%. Конечно, в разных учреждениях цифры тоже будут разными.
Например, в Доме культуры Кулунды человек получает около 35–40 тысяч и для сельской местности это весьма неплохой уровень. Никто не говорит о том, что ситуация идеальна, но понятно, что у многих есть подработки. Например, люди, которые играют в оркестрах, иногда также занимаются преподаванием в детской музыкальной школе. В итоге совокупный доход выглядит довольно прилично.
Еще раз повторю, что с точки зрения нашей динамики это очень хорошие цифры, есть приличный прогресс, а вот в сравнении с другими регионами ситуация не всегда в нашу пользу.
— При этом молодые люди всё равно приходят в эту сферу и остаются в крае?
— Да, ведь при выборе профессии человек руководствуется рядом факторов. И зарплата — только один из. Кто-то хочет жить там, где он родился, там, где родственники и много знакомых. Кто-то сознательно хочет сделать что-то для своей территории. Таких творческих людей немало.
— Настоящее творчество — это свобода. Насколько вы или ваши подчиненные вмешиваетесь в работу учреждений культуры?
— Есть вещи, которые жестко регламентируются, а есть те, в которые мы не вмешиваемся. У нас есть документ «Государственное задание», который предполагает, что учреждение оказывает определенный объем услуг в определенном качестве и получает от нас финансирование на эти цели. Параметры утверждаются как с точки зрения денег, так и с точки зрения того, что они должны сделать.
Каждое учреждение понимает, что оно должно провести столько-то мероприятий. Перечень утверждаю я, но рассматриваю те предложения, которые приносит учреждение. Если я там увижу вещи, которые выходят за рамки государственной культурной политики или здравого смысла, то скажу об этом, но такого никогда не было.
Когда режиссер заходит на репетиционную площадку и занимается процессом, никто, Елена Евгеньевна или какой-то театральный куратор, к нему не заходит. Никто не знает, что он в итоге сделает, нет никакой жесткой руки.
— Спектакли не проходят согласование?
— Сейчас не существует такого формата, как госприемка, когда приходит комиссия и перед тем, как сыграть премьеру перед зрителями, ее показывают экспертам.
Комиссионно, вместе с психологами и представителями сферы образования, мы принимаем только губернаторскую елку для детей. И считаю, что это правильно и только так и должно быть. Потому что режиссер, конечно, должен понимать, что одно дело его творческие фантазии, а другое — создание спектакля, который понравится юным зрителям.
Есть такое понятие — зрительский спектакль и фестивальный. В репертуаре должны быть и те, и другие, важен баланс. При нормальном течении мы, министерство, не вмешиваемся в творческую работу театров. Но можем и будем реагировать, если что-то пойдет не так.
— Какой вы представляете культуру Алтайского края в будущем, какие проекты в планах?
— Отвечать на подобные вопросы всегда боязно, потому что приходит в голову фраза «Если вы хотите рассмешить Бога, расскажите ему о своих планах». Цели и мечты есть, часть из них связана с реконструкцией, ремонтом, а где-то строительством новых объектов, это стратегические направления. Например, новая детская школа искусств очень нужна в Индустриальном районе Барнаула, ведь, чтобы наш культурный уровень повышался, должно работать первое звено, а этот как раз подобные школы.
Совершенно другое направление — строительство нового здания Государственного архива. Дело тут не только в сохранении историко-культурного наследия, которого просто огромные объемы в нашем архиве, но и в обеспечении прав граждан, которые должны иметь доступ к документам.
Также существует целый пакет тем, связанных с развитием кино в Алтайском крае. История эта зарождающаяся, потому что у нас исторически нет киностудий, но тем не менее есть немало людей, которые хотят жить у себя дома и снимать кино. Мы будем создавать условия для того, чтобы у них это получалось.
Резюмируя, скажу, что мы продолжим и дальше расширять нашу культурную жизнь. Например, обсуждаем возможность создания джазового фестиваля. Есть и некоторые другие направления, которые пока не буду раскрывать, потому что идут переговоры.
К тому же за последние годы мы довольно неплохо научились привлекать в Алтайский край федеральные проекты. Это фестивали и гастроли ведущих исполнителей. Я понимаю, что людям это важно и нравится, ведь не у всех есть возможность поехать в Москву. И своих слушать хорошо, но все-таки должно быть какое-то разнообразие. Сейчас мы хорошо встали на крыло и в этом направлении полет снижать не хотим.