В сентябре новым главным режиссером Алтайского краевого театра драмы имени Василия Шукшина стал 40-летний Артем Терехин. Зрителям он знаком как режиссер таких спектаклей как «Авиатор» (16+) и «Саша, привет!» (18+).
В разговоре с NGS22.RU режиссер признался, почему творчество — это шаманизм, и объяснил, зачем приходит на первую репетицию без готового текста и считает театр способным замедлять время.
С детства на сцене
Впервые на театральную сцену Артем попал еще в детстве — вышел на замену девочки-актрисы.
— У меня были длинные волосы, и подумали, что пойдет, но я от зажима начал говорить басом. После этого в театре меня заметили, стали брать на эпизодические роли, а к 16 годам я попал в труппу, — вспоминает он.
После школы и учебы в Казахском университете искусств будущий режиссер направился в Москву покорять ГИТИС.
— Я не был самоуверен, я хотел успокоиться, поняв, что меня не взяли. Я понимал, что с вероятностью 90% не поступлю. Конкурс огромный — 400 человек на место. Но по иронии судьбы все-таки поступил, — рассказал режиссер.
Одним из педагогов Артема Терехина был известный театральный режиссер Роман Виктюк. Знакомство с ним, по словам режиссера, наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
— Он научил меня смотреть на жизнь немножко по-другому, под иным углом. Я этим сейчас пользуюсь бесконечно. Это тот опыт, который не купишь нигде, он приобретается каким-то чудом, — подчеркивает он.
«Пазл сложился»
Закончив с учебой, молодой режиссер начал ставить спектакли в разных театрах. Знакомство с Барнаулом случилось четыре года назад на творческой лаборатории «НА100ЯЩЕЕ ВРЕМЯ», где он поставил эскиз спектакля по пьесе «Исход» (18+) Полины Бородиной.
— Любови Михайловне (Березиной — директору алтайского театра драмы) категорически не понравился этот эскиз. Я не халтурил, но искусство — это не точная наука, оно попадает или нет, — рассказывает Артем Терехин.
После этого режиссер отправился в Новосибирск, где ставил спектакль «Мальчики» (12+) в молодежном театре «Глобус». Любовь Березина приехала на премьеру. Позже, как вспоминает Артем Терехин, она объяснила, что сделала это, чтобы проверить свои впечатления, и с этой постановкой у нее пазл сложился.
Вскоре Любовь Березина пригласила режиссера поставить спектакль в барнаульском театре. Как вспоминает Терехин, они тогда долго мучились с выбором материала.
— Мы много думали и решили, что это будет «Авиатор» Водолазкина (16+). Выбор был довольно рискованной, роман не просто перенести на сцену. Я выступил соавтором Водолазкина, и у нас родился спектакль, — отмечает он.
Тогда же, как подчеркивает режиссер, он оценил профессионализм труппы театра.
— Когда я прихожу на первую репетицию, обычно у меня нет текста. Я его пишу по ходу, потому что мне важно увидеть и понять артиста, сохранить его зону обаяния, чтобы ему было легче освоить роль. Помню, оставалось три недели до премьеры, а второго акта еще не было, они ужасно переживали: нервно переглядывались и смотрели на календарь. В итоге всё получилось, — рассказывает режиссер.
Со вторым спектаклем «Саша, привет!» (18+) такого напряжения у труппы уже не было. Наоборот, артисты начали замечать, как что-то из обсуждений уходит в текст, и стали разгадывать ребусы и загадки, которые Терехин оставлял для них в сценарии.
Вообще, как подчеркивает режиссер, барнаульских артистов отличает умение работать с глубоким материалом.
— Я за то, чтобы артист не играл, а именно транслировал. Мне безумно понравилось, что они этот язык приняли и развили. При этом мы поймали какой-то баланс между легкостью и вдумчивостью. Труппа мне понравилась, потому я здесь, — отмечает он.
Этот сезон первый, который Артем Терехин проводит в Алтайском краевом театре драмы как главный режиссер, и по его словам, он еще не совсем освоился на этом посту.
— Чтобы начать понимать все механизмы, нужно, конечно, чуть-чуть больше времени. Я к театру отношусь как к некоему оппоненту, почти как к человеку. Для того, чтобы сказать, чем он по-настоящему отличается, нужно с ним пожить какое-то время, — подчеркивает режиссер.
Из чего состоит спектакль
По словам Артема Терехина, в среднем на работу над спектаклем уходит три-четыре месяца. Для успеха же спектакля необходимо совпадение многих точек. При этом в каждой из них может пойти что-то не так, и вектор движения может полностью измениться.
— Мой главный учитель Питер Брук пишет, что для режиссера очень важно донести до премьеры первый импульс. Это сложно, нужно очень сильно доверять себе. Ведь ты постоянно сталкиваешься с ситуациями, где должен идти на компромиссы, которые сбивают тебя с первоначального замысла. Но с опытом ты уже пытаешься предугадать, что может пойти не так, — заявляет он.
При этом, как отмечает Артем Терехин, для режиссера самое важное — это налаженные взаимоотношения с директором театра. Всё начинает работать, когда все смотрят в одну сторону.
Помимо этого, 80% успеха спектакля — правильное распределение на роли. Важно, чтобы артисты находились в созвучии с постановщиком. Однако объяснить, как это происходит, заявляет режиссер, невозможно: с одними вступаешь в резонанс, а с другими — нет. И дело даже не в человеческих качествах.
Сам же режиссер, по его словам, может быть каким угодно: есть режиссеры-гопники, режиссеры-мизантропы или режиссеры-диктаторы. Себя же Терехин называет режиссером-гастарбайтером, хотя и признает, что бывает жестким.
— Для меня порой становится не так важно, что у артиста возникают сложности. При этом я убежден, что художника, а артист — это тоже художник, нужно уважать, и тогда он начинает расцветать. Для меня режиссура — это шаманизм. В чистом виде, — подчеркивает он.
Хорошего артиста, в свою очередь, как отмечает Артем Терехин, отличает желание наблюдать и воплощать.
— Одна из ключевых задач искусства — это показать человеку, что есть другие миры. Зритель далеко не дурак. Счастье, когда чувствуешь, что в зале появляется какая-то общая волна реакции, общая волна мыслей, — объясняет он.
Помимо этого, по словам Артема Терехина, выстраивать диалог нужно с понимаем, что многие зрители про жизнь понимают не меньше, чем сам автор, поэтому единственное, что он может сделать, это задать вопрос.
— У театра есть функция замедлять, и в этом есть терапевтический эффект. Мы из-за интернета страдаем синдромом дефицита внимания, а театр, если увлекает своим ритмом, замедляет внимание и сердцебиение. Если всё грамотно сбалансировано, то монологи превращаются в музыку, и ты находишься в релаксе, — отмечает режиссер.
Помимо работы над спектаклями Артем Терехин также начал проводить встречи со школьниками «Театр у школьной доски», на которых обсуждает классическую литературу. На первой встрече речь шла об Анне Карениной, и, по словам режиссера, формат зашел публике.
Кроме того, Терехин ведет курс актерского мастерства. И дело тут, по его словам, ни в нехватке кадров, а в том, чтобы воспитывать будущих артистов, которые сразу после выпуска перетекают в труппу и становятся ее неотъемлемой частью.
Профессия сомнения
Театр требует от режиссера полной отдачи, как физической, так и моральной, поэтому, как отмечает Артем Терехин, иногда случается так, что люди выгорают.
— Это профессия сомнений, на тебе огромная ответственность. Ты тратишь большие деньги на декорации, тратишь время на людей, но уверенности в однозначной правильности своих решений нет. Тебе варят восьмиметровую металлическую конструкцию, ты на нее смотришь и думаешь, а нафига я ее придумал? — объясняет он.
Из-за всех этих переживаний режиссер постоянно находится в состоянии легкого стресса, поэтому в конце концов необходима перезагрузка.
Мне помогает бассейн, а еще я игроман. При этом я никак не борюсь с выгоранием. Если у меня наступает депрессия, она у меня наступает. Я жду, когда она закончится. Она заканчивается, и я счастливый дальше живу до следующего ее появления.
В преддверии Нового года Артем Терехин работает над сказкой «Морозко». Есть у режиссера и другие задумки уже на будущий год, однако говорить о них он пока не стал, опасаясь сглазить.
Помимо этого, Терехин продолжает работать и на других сценах. Так, 5 декабря в московском Театре нации с успехом прошла премьера спектакля «Любовное настроение» (16+).
— У меня какая-то цыганская в натура. Но всё равно наступает возраст, когда хочется как-то остепениться, осесть и количество превратить в качество, а в Барнауле мне очень комфортно и легко дышится, особенно после поездок в Москву, — отмечает режиссер.
Читать наши новости можно и в Telegram! Чтобы не пропускать интересные материалы и всегда быть в курсе событий, присоединяйтесь к NGS22.RU по ссылке.