Барнаульский градостроительный совет принял проект ЖК на площади Баварина, на месте знакового Речного вокзала. Спустя время там появятся «парящие» над набережной башни по 27 этажей.
Как главные архитектурные эксперты города принимали идею новосибирского бюро и что их не устроило в этом проекте — читайте в нашем материале.
Дома над набережной
Проект защищал архитектор новосибирского строительного бюро Pergaev Bureau Юрий Захаров. Выступая перед группой экспертов он сказал, что многоэтажки станут «новым узлом городской жизни» и точкой притяжения для барнаульцев.
«Фишка» жилого комплекса — в стилобате высотой три этажа, на который установят башни. Их высоту в итоге сократили на 17 этажей. Обе постройки будут по 27. Корпуса рассчитаны на 462 квартиры и тысячу жильцов. За счет стилобата дома будут как бы парить над набережной, по которой можно будет гулять. Около ЖК появятся велосипедные дорожки, зоны променада и воркаута. Лавочек тоже обещают много.
Кроме того, застройщик задумал зеленые парапеты, а в офисах предусмотрен выход на террасу. Везде, обещает представитель компании, будет впечатляющий вид на реку.
На территории ЖК в прогулочной зоне задумали несколько арт-объектов и амфитеатр. Докладчик отметил, что амфитеатры уже возводили в других сибирских городах, и они популярны среди жителей даже в холодное время года.
Юрий Захаров также заверил, что что детские сады, школы, фитнес-клуб и другие объекты общественного значения тоже предусмотрены.
Башни спроектировали на большом расстоянии друг от друга и расположили зеркально. По словам спикера, это даст больше пространства для пешеходов.
— Нам важно было дать людям возможность проходить от проспекта Ленина на набережную, не заходя в здание. Для этого мы разрезали трехэтажный стилобат аркой, которая приглашает пройти к реке. И наполнили пространство функциями. Они будут помогать формировать центр общественной жизни, — говорил Юрий Захаров.
На территории запланированы фуд-корт и магазины. В компании решили, что постройка сработает «на все 360 градусов», то есть будет смотреться по-разному с каждой стороны.
Фасад выполнят в двух цветах: терракотовый и белый. По мнению создателей, так башни будут сочетаться со зданиями поблизости и создавать «эффект ворот» в город.
— Посмотрев много примеров кирпичной архитектуры Барнаула, мы поняли, что должны работать в этой цветовой палитре. Чтобы наше здание не было громоздким, окна объединили по два за счет декора, вытягивая визуально фасады. Дополнительные элементы на углах фасада придают ему большую музыкальность, — считает Юрий Захаров.
Критика проекта
Будущий ЖК на градсовете активно обсуждали около полутора часов. Споры не утихали ни на минуту.
Первой темой стал перенос разворотного троллейбусного кольца. Это решение, кстати, уже согласовали с администрацией города. Вместо него здесь задумали паркинг для гостей набережной.
Вице-мэр Барнаула Андрей Федоров поддержал это решение, а вот депутат Евгений Носенко предложил взять пример с Москвы, с Охотного ряда, и спрятать парковку в склон. А верхняя часть, таким образом, станет общественным пространством.
Однако главный архитектор краевой столицы напомнил, что эта территория принадлежит не застройщику, а городу.
Руководитель Союза архитекторов и проектировщиков Западной Сибири Сергей Шадрин и вовсе задался вопросом, почему башен захотели две, а не одну или три. На это представитель компании ответил, что решение мотивировано экономической выгодой. По мнению создателей, две постройки — это оптимально.
— Мы нашли оптимальный баланс между общественными функциями, набережной, которую застройщик обустроит за свой счет, и ТЭП (технико-экономическим показателем). Изначально было несколько проработок комплекса. Но один дом — это стена, что неприемлемо, три — перебор, — объяснил Захаров.
Бывший главный архитектор Барнаула Сергей Боженко предупредил амбициозного коллегу из Новосибирска, что первый этаж паркинга по проекту располагается ниже меженных вод реки. Это может привести к подъему грунтовой воды.
Захаров признал, что этот вопрос пока не решен, но в будущем его закроют.
Кроме того, по мнению комиссии, в бюро не продумали, как пешеходы доберутся до набережной. Судя по нынешним эскизам, путь к ней ведет лишь через паркинг, что эксперты посчитали не очень удобным. С этим согласился и главный архитектор города Виктор Четошников.
Он также высказал мнение, что проект не дотягивает до уровня Москвы, о чем заявлял в начале застройщик.
По итогам дебатов, к единому мнению прийти не удалось, поэтому члены комиссии голосовали. 12 участников выступили за доработку проекта в рабочем режиме. Еще шесть экспертов были за повторную защиту.
Легендарный, но не значимый
Речной вокзал, каким его знали барнаульцы, построили в середине 1980-х в стиле советского модернизма. Он был двухэтажный, со смотровой площадкой, с которой открывался вид на Обь.
На первом этаже были кассы, зал ожидания и администрация. Как писал «Толк», в реестр значимых культурных объектов края порт никогда не входил. Но особенно ценной была флорентийская мозаика в здании — «Труд и природа Алтая». Она была самой большой в СССР. Пано выполнили из коргонского порфира, ревневской яшмы, белорецкого кварцита и мрамора. Это была первая флорентийская мозаика в регионе.
После сноса Речного произведение искусства передали в краевой Художественный музей.
С 1990-х порт постепенно становился всё менее востребованным. Сократилось число как пассажирских, так и грузовых рейсов. Транспорт не ремонтировали, он тоже, как и здание, ветшал.
Работали только кафе и магазины, но и в них редко заглядывали посетители. Со временем и эти заведения закрылись.
Минус 17 этажей
Несколько раз порт выкупали частные собственники, но его облик так и не менялся. В 2020-м территорию приобрел застройщик «ВиСКью», который работает под товарным знаком «Селфстроит». Фирмой руководит Владислав Шония, сын барнаульского предпринимателя Нодара Шонии, основателя стройкомпании «Селф».
Представители «ВиСКью» первыми заговорили о том, что на этом месте когда-нибудь появится ЖК в виде двух башен.
Два года и несколько пикетов спустя, здание речпорта снесли. Его посчитали убыточным, хотя горожане долго спорили о том, стоит ли восстанавливать легендарную постройку.
Изначально комплекс планировали в виде двух башен по 44 этажа, однако этот проект городские архитекторы долго не принимали.
Читать наши новости можно и в Telegram! Чтобы не пропускать интересные материалы и всегда быть в курсе событий, присоединяйтесь к NGS22.RU по ссылке.