Происшествия Спецоперация на Украине Электроника или экипаж? Что говорят военные летчики про бомбу, которую уронили на Белгород

Электроника или экипаж? Что говорят военные летчики про бомбу, которую уронили на Белгород

Эксперты рассказали, что могло быть причиной схода снаряда

В Белгороде из эвакуированного жилого квартала вывезли авиабомбу. За несколько дней до этого в двух шагах отсюда упала другая бомба, и она как раз взорвалась, не дожидаясь саперов. Тогда чудом обошлось без человеческих жертв, а Минобороны сообщило, что это нештатный сход боеприпаса с российского бомбардировщика.

«Электроника работает, она и подводит»


«Фонтанка» спросила заслуженного военного летчика России, генерал-майора в отставке Владимира Попова, что это такое — уронить бомбу с самолета.

Видео с места падения снаряда

— Владимир Александрович, мы вам звоним всё время по таким случаям… В прошлый раз про Ейск говорили, теперь вот — про Белгород. Скажите, такой сход снаряда — насколько это редкая история?


— Это случай достаточно редкий, когда обрывается подвесной бак с пилонов или уходит самостоятельно бомба. Я за свою службу знаю два таких случая. Один бак ушел у меня в эскадрилье. Он выработанный был и почему-то… Они же симметрично висят на полукрыле, левом и правом. А у нас получилось так, что у товарища моего сошел один только бак… У нас, скорее всего, сработали токи Фуко, которые возникают в цепях по разным причинам. У него один бак сошел, упал в озеро, там огромный пруд был, безопасно всё, хотя на берегу были здания, но это далеко, в километре. Как нам доложили потом уже, скорее всего, прошло замыкание в цепи за счет влаги. Накопление влаги за счет абсорбции, когда туман или что-то. Очень редко такое, но бывает, вот случилось.

А второй случай — это сброс бомбы.

— То есть сработал сигнал на сброс или она просто сама собой сошла?

— Нет, она отцепилась. Может быть, тут тоже вероятность большая — есть ключ, когда взводишь этот БД (бомбовый держатель. — Прим. ред.), один из дублирующих механизмов, не только электрический, но и механический. Его взводят, и ключ — сантиметров 25–30… Там видно, когда сигнализатор поднимается, но эти щелчки услышать… Когда нам потом разъясняли все вооруженцы из КБ, вот они говорят: «Должен быть щелчок». Ну представьте себе, услышать щелчок, когда двигатели на аэродроме работают. Конечно, это было наивно слушать такие вещи от конструкторов авиационных. [И ключ] что-то там не сработал, они потом доказывали. Может быть, выработка какая-то была этой ножки, которая фиксирует.


Этот замок работает еще и для страховки на земле от того, чтобы импульс какой-то не прошел случайно. И вот он был недовзведен. Это случай, я говорю, за всю жизнь, 40 лет службы, у меня два таких было. И которые я слышал еще по нашим документам (когда что-то случается, нас же оповещают) — тоже, может быть, еще один или два таких.

— А после этого что происходит, какая процедура?

— Если это учебно-тренировочные полеты, запрещают их проводить, пока не разберемся с этим применением оружия. Там же, кроме бомб, есть подвеска ракет «воздух-земля», неуправляемых ракет, управляемых ракет, пушками работать — это всё разрешается, кроме подвески этих бомб.

— На конкретном самолете?

— На серии самолетов. Завод выпускает серийно, 12 или 20 машин выпустил за год — вот на этой серии. Остальные работают, просто внимательно проводят подготовку… Занятия проводим, рассказываем людям, чтобы внимание обратили, остальные работают. Но в боевых условиях, как сейчас, безусловно, только этот самолет отстранят от полетов. Надо проводить эксперименты, надо исследования проводить, электрические цепи проверить, механические сигнализаторы — многократно, не раз.

— И механический спуск там в любом случае не основной…

— Конечно, механический дублирует на случай земли… Рычаг найти или тросик, за который дернуть еще раз в воздухе, как было когда-то, — такого нет, Великая Отечественная война давно закончилась, самолеты другого класса совершенно. Электроника работает, и вот она подводит.

— А вам не кажется, что этот случай может стать аргументом для того, чтобы прекратить полеты с полным боекомплектом над городами?

— Над городами мы вообще ограничивали всегда полеты. Когда прокладывали маршруты, только при острой необходимости, когда взлет идет самолета и отвернуть невозможно по курсу взлета или посадки, тогда только мы пролетали над населенным пунктами. В других случаях нам это не запрещали, но не рекомендовано было.

— Но это во время учебно-тренировочных полетов?

— Да, в боевых условиях мы стараемся не выходить на города, потому что их охраняют хорошо системы и средства ПВО, это нецелесообразно, если нет сопутствующей задачи, допустим, разведку провести.

— Нет, я сейчас имею в виду над своими городами…

— То же самое над своими. Зачем беспокоить звуковым ударом? Когда проходишь, реактивный двигатель ревет, а там не один самолет, а десятки… Тем более ночью. Почему они пролетали в том районе, я вам сказать, честно говоря, не могу, потому что там я не летал с ними, не работал. Если бы какой-то другой район…

— В сетях обсуждают, что это явно бетонобойная авиабомба, потому что первая взорвалась уже на глубине, под землей….

— У нас на задержку [может работать] любая бомба, ФАБ-500, допустим, ФАБ-250 или ОФАБ. Мы можем ставить на мгновенный взрыв, на дистанционный (даже не долетая до земли может взорваться), а можно уйти под землю на метр, два и три по задержке взрывания.

«Это как раз время подготовки…»

Заслуженный военный летчик России, полковник Геннадий Бакулин, напротив, рассказал, что сход бомб или баков с самолетов во время учебно-тренировочных полетов — не исключительная вещь.


— Я анализировал этот случай. Это произошло над Белгородом, бомба планирующая, то есть она сбрасывается с большой высоты, на дальность она может и 40, и 50 километров долететь. Белгород недалеко от границы с Украиной. Не знаю, какая цель была у этого экипажа. [Возможно], какая-то цель не так далеко от границы. Во время пролета над Белгородом они были на большой высоте. Если [цель] недалеко от границы — это как раз время подготовки для применения бортового оружия. А что получилось? Или неправильно экипаж сработал, или какие-то технические детали, которые были на земле до полета.

Таких случаев было много. Сбрасывали и подвесные баки, и боеприпасы, за мою летную жизнь (53 года службы. — Прим. ред.) очень было много, в том числе и со мной. Служил в Забайкалье, еще летали на МиГ-17, на УТИ МиГ-15. Ночью только сел, зарулил на стоянку, у меня двух подвесных баков нет. Что случилось? Ну написали на меня предпосылку и так далее. Буквально через несколько дней та же спарка летит с другими летчиками, высокопрофессиональные летчики были. И у них перед третьим разворотом — выпускают шасси, и оба подвесных бака слетают. Стали разбираться, нашли какую-то техническую… И после этого спарка не летала даже.


— Но это именно с баками.

— Да, сразу не могу вспомнить [с боекомплектом], но знаю, что было очень много случаев, когда из-за неправильной работы экипажа бомбы или что-то другое срывалось… Это чистая техническая ошибка экипажа.


— Но если по вашей логике, то получается не «уронили», а «промахнулись»?

— Нет, нет. Они не сбрасывали ничего, они только включали, чтобы далее прицельно сбросить по цели.


— Могут закрыть полеты с боекомплектом над городами из-за этого?

— Ну подождите, у нас же есть законодательство. Допустим, над Москвой у нас военные самолеты не летают, особенно с вооружением. Есть запретные зоны, мы не можем летать над АЭС, и другие запретные зоны.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства