
Музей находится в подвальном помещении на проспекте Ленина
43-летний житель Барнаула Константин Филатов уже много лет собирает предметы родом из СССР. В его коллекции можно найти стиральные и посудомоечные машины, детские игрушки, а также холодильники и газовые плиты. В интервью NGS22.RU он рассказал, почему собирать старые вещи важно для истории и какие его находки могут оцениваться в миллионы рублей.
«Уходит эпоха»
Еще в раннем возрасте у Константина появились мысли, что предметы, которые выпускали в Советском Союзе, нужно сохранять.
— С детства у меня было ощущение качества вещей и того, что уходит эпоха. Я родился в 1982 году и застал 90-е годы. Я видел, что рынок заполоняют китайские предметы быта и интерьера. И уже тогда они мне казались низкокачественными по сравнению с советскими, — вспоминает горожанин.
Именно в то время появилась идея сохранять вообще любые советские предметы — от телерадиотехники до детских игрушек.
— Как сохранять, я тогда не понимал. Ну игрушки свои и вещи, которыми пользовался, хранил бережно. Позже, когда начал свой бизнес — банный комплекс и автосервис, появились площади, и я начал собирать коллекцию самоваров, подстаканников и небольших технических приборов типа фотоаппаратов, фильмоскопов и диафильмов, — отметил коллекционер.

Подсчитать, сколько экспонатов сейчас входит в его коллекцию, Константин уже не может
По словам Константина, тогда о коллекции габаритной техники он и не думал, поскольку надеялся, что на эти предметы уже нашлись свои коллекционеры. Да и площадей, где это всё можно было бы расположить, у героя тогда не было.
— Я думал, что при каждом заводе остался какой-то музей, где хранят модели разных выпусков, а потом их куда-то в общий музей, например, перевезли. Но когда коснулся, понял, что это никому не надо, только энтузиастам, каких единицы, — заявил герой.
Однако погрузиться глубоко в эту тему Константин решил только после знакомства с еще одним энтузиастом Андреем Минкиным — владельцем самой большой в мире коллекции советских телевизоров и проигрывателей. Коллекционер тогда собирался распродавать все свои экземпляры, поскольку у него не было места, чтобы их хранить.

В небольшом подвальном помещении буквально на каждом маленьком участке следы ушедшей эпохи
Константин пришел ему на помощь и предоставил площади, где можно было бы расположить технику. В то же время для него это стало своего рода толчком, чтобы начать собирать крупную технику, которой сейчас почти никто не интересуется.
— Я собираю предметы, которые не пользуются популярностью в коллекционировании: стиральные машины, пылесосы, холодильники, электрические и газовые плиты, телевизоры и проигрыватели. При этом я сторонник разнообразия. Вот как в музеях обычно. Им важно передать эпоху и антураж: они перечисляют, какие были предметы, а у себя ставят только что-то одно. Мне же хочется собрать все разновидности, ведь у каждой были свои особенности, — подчеркнул коллекционер.
Только одних холодильников у жителя Барнаула насчитывается около ста, самый старый при этом собран еще в начале 50-х годов. При этом, как утверждает коллекционер, большинство техники работает.

Большинство вещей Константин собрал в Барнауле
Насобирал такую внушительную коллекцию Константин благодаря интернету и сарафанному радио. Многие экспонаты, по его словам, также приходится забирать с металлоприемок, поскольку владельцы часто не понимают ценности таких вещей и просто избавляются от них, как от старой рухляди.
За годы Константин заполучил тысячи экспонатов, которые хранят в себе следы советской эпохи, — только часть расположена в небольшом клубе-музее на цокольном этаже дома на проспекте Ленина. Места, где можно выставить на обозрение всю коллекцию, у барнаульца нет. Да и, по словам героя, музей в нынешнем виде пока не окупает себя. В среднем выставку посещает 2–5 людей в день. Билет же стоит всего 100–200 рублей.
«Каждый день в поиске»
— Жизнь коллекционера габаритной техники трудна. Бывает так, что в выходной день кто-нибудь звонит и говорит: сейчас я выкину, если не приедешь. И ты бросаешь отдых и едешь, тащишь холодильник или стиральную машину. Это как бизнесмен сутками погружен в свое дело, так и коллекционер — каждый день в поиске. Это как группа быстрого реагирования, в любой момент надо бросать всё и ехать, — рассказал он.
Такой основательный подход к делу герой объясняет тем, что с годами советской техники становится всё меньше, а его цель — сохранить как можно больше разнообразных предметов быта. Близкие Константина, по его словам, к такому увлечению относятся неоднозначно: где-то поддерживают, а где-то и страдают.

Своей задачей Константин считает сохранить весь коллекционный ряд стиральных машин и холодильников
Сам же герой признаётся, что коллекционирование давно стало делом его жизни: хотя Константин соучредитель детективного юридического агентства, до 90% своего времени ему приходится тратить на музейную деятельность.
— Я как нумизмат: если есть небольшое отличие, значит стиральная машина должна стоять у нас в коллекции. Хотелось бы развить свою компанию, чтобы она больше денег приносила, но в тот же момент нужно ехать забирать плиту, потому что если не сейчас, то никогда. Мне говорят: возьми паузу, но тогда некоторые экземпляры будет уже просто не достать, — поделился Константин.
При этом, по словам барнаульца, в процессе охоты за одной техникой можно получить бонусом и дополнительную.
— Бывает, приезжаешь за одним предметом, а тут же глаз цепляется за еще один. А хозяева такие: ну мы это хотели выкинуть. А там стиральная машинка киевского производства начала 60-х. Я даже сначала не знал, что их там тоже собирали, — отметил горожанин.

Однако помимо этого коллекция барнаульца насчитывает множество других предметов
Еще одно направление в работе коллекционера — это сохранение книг непопулярных писателей, которые выкидывают на макулатуру из-за отсутствия интереса в настоящее время. Сейчас Константин собрал уже несколько тысяч подобной литературы.
— Сейчас все надеются, что всё можно прочитать в интернете, но не всем книгам повезет быть оцифрованными. Я собираю книги, у которых мало шансов на это. А ведь, возможно, именно в них и только в них будет содержаться какая-то важная информация, которую оценят спустя время, — подчеркнул коллекционер.
Другим людям, по словам Константина, тяжело понять, почему он не собирает то, что востребовано и популярно сейчас и что можно выгодно перепродать.

А начиналось всё с небольшой коллекции самоваров

Теперь же небольшой музей в подвале не в состоянии вместить всё, что собрал горожанин
— Я сколько денег потратил, собирал. А некоторые мне говорят: ты деньги отмываешь. А я отвечаю: давайте вы кровью распишетесь, что всё сохраните и еще пополнять будете, и я вам всё подарю, вместе с коллекционерами. Отказываются. Вот такие вот дела, — отметил барнаулец.
Сейчас помимо музеев на Ленина и на Калинина коллекция Константина также размещена на складе и в нескольких гаражах. Содержать столько имущества, по словам героя, трудно, ведь у него нет поддержки ни от власти, ни от бизнеса.

Советский тонометр, конечно, сильно отличается от своих современных коллег
Свою коллекцию барнаулец оценивает в десятки миллионов рублей: эксклюзива, по его словам, у него нет, хотя среди телевизоров встречаются аукционные товары, которые могут стоить миллионы. Помимо этого, многие экземпляры, которые сейчас мало кому интересны, могут стать очень ценными в будущем.
Сам же Константин мечтает о создании большого музея предметов быта СССР. По его словам, это нужно, чтобы дети и последующие поколения объективно изучали историю.
— Нам попались две посудомоечные советские машины, в коробке. Я даже не знал, что они были в Советском Союзе. Потом нашли советские микроволновки, тоже удивился. Мало того, у Андрея Минкина есть телевизор 70-х годов с сенсорными кнопками. Через коллекционирование сколько можно нового узнать. Тут уже не перепишешь историю. Вот предмет стоит, и это факт, — заключил он.

Читать наши новости можно и в Telegram! Чтобы не пропускать интересные материалы и всегда быть в курсе событий, присоединяйтесь к NGS22.RU по ссылке.