
Зина иллюстрирует детские сказки и рисует для души
В обычной барнаульской квартире Зины Фармановой за светом лампы, ночами, то и дело появляются маленькие человечки — персонажи книг ее заказчиков. Зина успела поработать графическим дизайнером в разных компаниях, но со временем поняла, что ее тянет к иллюстрированию детских сказок и созданию оригинальных персонажей.
О том, почему героине лучше всего работается исключительно ночью, как рождаются образы милейших персонажей книг и почему чаще всего на ее рисунках все выходят пухленькими — читайте в материале NGS22.RU.
— Зина, помнишь ли ты момент, когда впервые взяла в руки карандаш и начала рисовать?
— Самое раннее, что помню: мне 2 года, соседская бабушка подарила мне альбом и фломастеры в подарок на крещение. Я сижу и рисую очень длинных людей, во весь альбомный лист. Помнится, у них было километровое тело. Наверное, тогда любовь к рисованию и начала зарождаться.

Рабочее место иллюстратора
— А что больше всего любила изображать в детстве?
— Я всегда любила рисовать именно людей, изображать их эмоции. Причем, это были больше карикатурные образы. Легкий штрих, который сделан за пару минут всегда получался на кого-то похожим — мне это было интересно. В университете на лекциях иногда преподавателей рисовала, прям в тетрадках, — улыбается Зина.
— Кто первым заметил твой талант? Был ли в твоей жизни такой человек, кто сказал, что стоит заниматься рисованием?
— Мне тогда никто и не говорил, что стоит. Оно всё как-то само собой сложилось. Сначала я просто рисовала, потому что нравилось, ходила в художку, как и тысячи других детей, потому что это вроде как просто кружок для развития. А уже ближе к университету поняла, что рисование мне ближе всего и подумала, что можно пойти по такому пути. Я училась на специальности «Дизайн архитектурной среды» в нашем политехе и думаю, что выбор тогда сделала правильный, хоть и ни дня не проработала в данном направлении. Образование заложило во мне правильную основу.
— Было ли, может, уже в школе, ощущение, что рисование — не просто игра, а будущее дело жизни?
— Знаешь, мне кажется я до сих пор чувствую себя в игре! Просто прохожу какой-то определенный уровень. Но это и классно! Наверное, за это я и люблю рисование.

Чаще всего иллюстратор отдает предпочтение красочным картинкам с теплым или забавным посылом
— А что сильнее всего повлияло на твое художественное становление?
— Детство — это, наверное, такая отправная точка, которая сильно влияет на формирование твоего жизненного пути. В моём же было очень много книг и мало телевизора. Мы постоянно играли в какие-то развивающие игры, читали. Моя мама была учителем, знала много сказок, что-то выдумывала, рассказывала. Да и любовь к чтению прививала с детства: мне их дарили на каждый праздник, да и просто покупали без повода. Так это было часто, что я даже пресытилась.
Сейчас, конечно, когда любовь к книгам стала осознанной, понимаю, что все эти прочитанные в детстве сказки, советские мультики, которые смотрелись очень дозированно — всё это оказало свое влияние не только на мой стиль как художника, но и на выбор призвания в целом. Потому что создание книги, на самом деле, целая магия, в рамках которой можно продолжать фантазировать, играть, придумывать сказочные миры. Прям как в детстве. Только теперь уже ты не читатель, а создатель и оказаться «по ту сторону книги» еще интереснее.



У меня в детстве была любимая книга «Ведьмы и все прочие», Анни Шмидт. Там были довольно странные сказки, и еще более странные иллюстрации, чем-то даже жутковатые. Но я затерла её до дыр, настолько она меня впечатлила тогда. Рисунки хотелось раскрашивать, а сказки перечитывать. Это тот самый пример, когда текст с рисунками сработали как единое целое.
— А как ты нашла для себя именно книжную иллюстрацию? Как начал появляться твой стиль в рисовании персонажей?
— Все решил карантинный 2020 год, когда нас всем офисом отправили на удаленку, а я поняла, что дома работается куда комфортнее. Выходить обратно в офис мне не хотелось. Тогда я словила себя на выгорании от работы в найме — хотелось чего-то более свободного и творческого. Начала рисовать для себя, вечерами после работы, а потом начала брать заказы, совмещая. В 2021 году уволилась окончательно, а уже спустя год на фрилансе занялась разработкой бренд-персонажей, а потом и курс по иллюстрированию прошла.
Одна из моих любимых работ — это серия героев-колбасок, которые я разрабатывала для торговой марки «Вкусная жизнь», и персонажи-питомцы для кормов «Banditos». Из книг, по-прежнему люблю свою самую первую, про толстую свеклу («Толстуха и её друзья»). Именно с этого проекта началось моё становление, как книжного иллюстратора, поэтому он мне особенно дорог. Кстати, сказку написала моя мама.

Толстая свекла радовалась тому, что ей восхищались
— Как обычно начинается работа над новой книгой — с чтения текста, набросков или с разговоров с редактором?
— Прежде чем взяться за любой проект, мы обсуждаем все условия. Если произведение мне незнакомо, я прошу прислать мне текст или хотя бы ознакомительный фрагмент. Но самое первое это конечно сроки. У издательств они в большинстве случаев всегда фиксированы, подводить нельзя. Поэтому, прежде чем соглашаться, я стараюсь трезво оценить свои силы. И только потом приступаю к эскизам.
Чаще всего работаю я очень хаотично, начиная с самого интересного. Бывает, возникают сложные сюжеты, где персонажи в необычных позах или ракурсах. Тогда, чтобы правдоподобнее изобразить их, приходится искать необходимые референсы в интернете, но если нет и их, то тогда я просто фотографирую себя в зеркале в нужном положении, знаю многие иллюстраторы так делают. Или прошу друзей мне попозировать. Обычно все охотно выручают. Помню, нужно было нарисовать кота в определённой позе, так я попросила сестру сфоткать своего питомца — она гонялась за ним специально, чтобы усадить в нужный мне ракурс, — смеется иллюстратор.

— Бывает ли, что персонаж «приходит» к тебе не совсем таким, как ты задумывала изначально? Приходилось ли спорить с редакторами о деталях? Может, не нравились носы или что-то вроде того?
— Ой, я на сто раз бывает перерисовываю, прежде чем рождается финальный вариант. Эскиз — это всегда поиск. Я вот, например, очень люблю рисовать всех толстыми, ничего не могу с собой поделать. И если в задании нет четкого описания по внешности, то скорее всего персонаж будет пухленьким или с двойным подбородком. Рука сама тянется рисовать округлые формы. Или вот маленьких детей почему-то любила изображать с большим картофельным носом! Помню как-то редактор такой приём не оценил, пришлось потом детворе носы уменьшать. А так, сильно масштабных правок и споров никогда не возникало.
— Случается ли, что ты смеешься над своими персонажами во время работы? Наверняка, это увлекательный процесс.
— Своих самых смешных персонажей я рисую с абсолютно хладнокровным выражением лица. Более того, я даже им сопереживаю и сочувствую, предполагая, что над ними будут смеяться. Кто как не создатель их пожалеет.

Два Деда Мороза?
— Почему лучше всего тебе работается именно ночью? Книжные персонажи оживают только при свете ламп?
— Основное вдохновение на меня накатывает именно ночью, когда город спит, а вокруг тишина — в этом для меня какой-то особый уют, атмосфера очень мотивирует для творчества. Иногда могу поработать и днем, особенно в пасмурную погоду люблю, когда дождь за окном или метель. Мое рабочее место — моя комната. Я оборудовала себе уголок, где стоит компьютер, два планшета, вазочка с мармеладками и куча стикеров с напоминалками.

В преддверии праздников Зина рисует иллюстративные открытки и даже выигрывает различные конкурсы
— Какая она — книга мечты, в которой хотелось бы видеть свои иллюстрации?
— Моя душа неизменно тянется к теме авторских сказок. Над новыми книгами, которых еще не видел свет, работать всегда трепетно и волнительно. Это вдохновляет! Поэтому, если подвернется случай поработать над какой-нибудь интересной детской сказкой, с удовольствием возьмусь. А вообще сейчас работаю над авторским проектом на стихи нашей барнаульской писательницы — задумывала нарисовать иллюстрации еще в начале года, но надеюсь, совсем скоро получится реализовать.
Читать наши новости можно и в Telegram! Чтобы не пропускать интересные материалы и всегда быть в курсе событий, присоединяйтесь к NGS22.RU по ссылке.




